Бронхиальная астма – очень серьезное и опасное заболевание. Оно может привести к инвалидизации пациента или даже повлечь за собой летальный исход.
Без соответствующего лечения и различных мер медицинского воздействия в данном случае обойтись невозможно.
Отдельного внимания заслуживает сестринский процесс при бронхиальной астме, поскольку эта практика включает в себя комплекс мер, способствующих осуществлению назначенного лечения и направленных на облегчение состояния пациента.
- Больной ребенок не способен в полной мере сосредоточиться на процессе обучения, постоянная тревога может привести к развитию депрессивных состояний.
- Это заболевание характеризуется множеством изнуряющих симптомов и тяжелых осложнений.
- Пациент нуждается в уходе во время обострений и внимательном наблюдении в период ремиссии, лечение и контроль поведения носят практически перманентный характер.
Основные положения сестринского процесса
Во время обострения бронхиальной астмы пациента беспокоит кашель, одышка, при приступе возникает удушье. В этот момент человек, помимо физических страданий, испытывает сильный стресс, поэтому крайне необходимо постороннее вмешательство, особенно когда астматический приступ наблюдается у детей.
В данном случае именно сестринский уход является наиболее предпочтительным, поскольку представляет собой профессиональную помощь, направленную на нормализацию состояния больного.
Кроме того, одной из его задач является помощь в подготовке пациента к самостоятельному обслуживанию и правильному поведению вне медучреждения. Следует разобраться, что представляет собой сестринский процесс при бронхиальной астме. Он включает в себя следующие функции:
Сбор информации о характере течения болезни у конкретного пациента. С этой целью проводятся беседы с больным и его родственниками, составляется максимально полная картина протекания приступов, обстоятельств им предшествующих, индивидуальных особенностей, психологического состояния пациента, наличия/отсутствия аллергических реакций на те или иные раздражители, принимаемых в период приступа медикаментозных препаратов. Также обсуждаются обстоятельства и причины, способные вызвать потенциальные проблемы у пациента во время обострения бронхиальной астмы.
- Осмотр и наблюдение за больным. Медсестра должна измерить артериальное давление и пульс пациента, обратить внимание на наличие одышки, ее характер, заметить, принимает ли больной вынужденную позу, характерную для астматических приступов, отметить наличие/отсутствие признаков дыхательной недостаточности и прочих проявлений заболевания.
- Определение потребности пациента в посторонней помощи и сфер, на которые она должна распространяться. Иными словами, медсестра, руководствуясь результатами действий, описанных в первых двух пунктах, определяет, в чем заключаются основные проблемы пациента в период обострений, и соотносит свои действия именно с ними. Например, человек, страдающий астмой, нуждается в контроле питания, организации сна, психологической поддержке. Порой ему необходима помощь, для того чтобы справиться со страхом, предшествующим удушью, общими тревожными состояниями, элементарными физическими нагрузками и т.д.
- Подготовка к лабораторным исследованиям и прочим процедурам. В ходе лечения данного заболевания, пациент регулярно сдает различные анализы, проходит физиотерапевтические процедуры и т.д. Задача медсестры при этом заключается в том, чтобы подготовить больного, разъяснить ему при необходимости смысл предстоящих действий, получить его согласие, обеспечить условия для их проведения.
Участие в составлении плана лечения, а точнее той его части, которая касается непосредственно функций медсестры и входит в перечень ее должностных и профессиональных обязанностей. На основании назначенного врачом лечения и руководствуясь просьбами и пожеланиями пациента, она планирует свои действия, направленные на осуществление данного процесса и способствующие улучшению состояния больного.
Эти основные функции, которые, по сути, и представляют собой сестринское дело, на практике гораздо более широки, и включают в себя массу дополнительных действий.
Грамотный подход и владение полной информацией о заболевании может позволить медсестре выполнить несколько важнейших задач. Не последнее место среди них занимает психологический настрой пациента.
Этот аспект гораздо важнее, чем может показаться на первый взгляд.
к оглавлению ↑
Дополнительные возможности в процессе ухода
Человек должен владеть полной информацией о своей болезни, причинах ее возникновения, характере протекания, возможных осложнениях, правилах поведения во время приступов, мерах профилактики и т.д.
Адекватное отношение к ситуации способствует систематизации действий и их результативности. Медсестра имеет возможность воздействовать на эти аспекты, рассказывая больному о правильном поведении и подходе к лечению, сообщая ему дополнительные сведения о болезни, существующих методах лечения.
В результате, пациент может принципиально изменить свое отношение к заболеванию, избавиться от ощущения преобладающего, довлеющего воздействия болезни над собственной волей, перестанет воспринимать ее проявления, как нечто хаотичное, неизбежное, не поддающееся контролю и прогнозированию.
- Кроме теоретических знаний, сестринская помощь при бронхиальной астме предполагает массу практических действий, направленных на улучшение состояния больного.
- В первую очередь, в обязанности медсестры входит научить пациента правильно дышать в момент приступа, а главное – в целях его профилактики.
- Техника дыхания – это вполне определенный комплекс знаний, применяемых для осуществления эффективного вдоха и выдоха с учетом характера заболевания и направленных на улучшение состояния больного.
Эффективность различных дыхательных техник многократно доказана на практике. Некоторые дыхательные упражнения способны влиять даже на заболевания, не связанные с органами дыхания. Что касается различных заболеваний дыхательной системы, таких как бронхит, астма и т.д., то в этом случае правильное дыхание играет одну из главных ролей.
Следующей областью ответственности медсестры является контроль исполнения назначенного врачом лечения, как то:
своевременный прием лекарственных препаратов;
- посещение необходимых процедур, если таковые были определены.
Попутно она следит за эффектом от получаемого лечения, отслеживает возможный регресс в состоянии больного. О результатах своего наблюдения она регулярно отчитывается лечащему врачу, сообщает о всех изменениях относительно течения заболевания, о самочувствии пациента в ночное время суток, описывает частоту и характер приступов.
К тому же сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает еще и создание благоприятных для выздоровления условий. Медсестра следит за:
- сохранением порядка в помещении;
- режимом проветривания;
- соблюдением правил медучреждения;
- соблюдением больными режима дня;
- своевременным и правильным приемом пищи.
В случае необходимости медсестра помогает пациенту осуществить какие-либо потребности и действия, совершить которые, в силу болезни, он самостоятельно не может (умыться, одеться и т.д.).
к оглавлению ↑
Особенности ухода за детьми
Особую потребность в сестринском уходе испытывают маленькие пациенты. Страдающие бронхиальной астмой дети ощущают постоянную тревогу, страх и подавленное состояние. Их необходимо поддерживать, подбадривать, помогать справляться с повседневными трудностями.
Фактически, врач осуществляет назначения и корректирует их, в зависимости от динамики. Медсестра же находится в постоянном контакте с ребенком, проводит с ним большую часть времени.
Именно к ней ребенок обращается с каждой проблемой, жалуется на состояние, капризничает. Медсестра должна объяснять ребенку необходимость лечения, успокоить, по возможности вызвать у ребенка положительные эмоции.
Сестринский уход в этом случае просто незаменим. Детям, помимо координации лечебного процесса, необходимо организовывать досуг, точнее способствовать его наличию. Для этого требуется своевременно напоминать родителям о необходимости обеспечить малыша любимыми книгами, играми, прочими средствами, не противоречащими установленным в медучреждении правилам.
Медсестра предупреждает родителей о существующих требованиях к питанию ребенка, обусловленных его заболеванием. Следит за тем, чтобы эти требования неукоснительно выполнялись. В случае необходимости, надо помочь ребенку принять пищу, проследить, чтобы он выполнил все гигиенические процедуры до и после еды, а также утром и перед сном.
Бронхиальная астма требует применения различных средств, устройств и т.д. Зачастую родители не знают, как правильно пользоваться современными средствами симптоматического воздействия, например, новейшими модификациями ингаляторов, небулайзеров и пр.
Медсестра разъясняет им принцип работы устройства, частоту и порядок его применения, консультирует, в случае необходимости, по препаратам, назначенным врачом. Отвечает на все вопросы, касающиеся заболевания и находящиеся в пределах ее профессиональных полномочий.
к оглавлению ↑
Помощь при острых состояниях
Пожалуй, самым трудным для пациента, страдающего бронхиальной астмой, является момент приступа. Человек испытывает страх перед его наступлением, готовится к нему, боится умереть во время удушья. В тот момент, когда приступ наступает, пациент может испытывать такие панические состояния, что еще больше усугубит ситуацию.
Помощь в данном случае заключается в том, чтобы заранее подготовить человека, объяснить ему, каким образом следует вести себя в момент приступа, какие действия совершить в первую очередь. Необходимо сразу облегчить себе доступ кислорода, расстегнуть одежду, успокоиться, на сколько это возможно, воспользоваться ингалятором.
Гнойная ангина у детей: симптомы и лечение
Правильное поведение позволит стабилизировать состояние. Пациенту следует объяснить, что в медучреждении ему смогут оказать квалифицированную помощь, он не останется один на один со своей проблемой, а успокоившись вовремя, он в значительной степени облегчит эту задачу.
Однако рано или поздно пациент покинет больничную палату. Далее ему придется самостоятельно справляться с приступами.
Медсестра может помочь ему выработать тактику поведения, которой человек сможет воспользоваться в нужный момент. Отработать эту тактику как раз можно во время нахождения в стационаре, под наблюдением и руководством медсестры. Впоследствии это может сильно помочь больному.
Положительный эффект от правильно организованного ухода будет присутствовать и после того, как пациент покинет лечебное учреждение, а советы медсестры, примененные на практике, очень помогут ему в борьбе с болезнью.
- Статья помогла вам?
- Дайте нам об этом знать — поставьте оценку
Источник: https://cgb-vuf74.ru/narodnye-sredstva/sestrinskij-uhod-pri-bronhialnoj-astme.html
«Сестринский уход при бронхиальной астме»
Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»?
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
«Сестринский уход при бронхиальной астме» Котлов В.В.
2 слайд Описание слайда:
Актуальность: Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. По последним данным, число больных астмой в России составляет 7 миллионов человек.
Среди взрослого населения болезнь регистрируется более чем в 5% случаев, а у детей встречается около 10%. Больные бронхиальной астмой сегодня могут жить комфортно, практически не замечая своей болезни.
Научиться жить с этим диагнозом помогут в школе бронхиальной астмы и так же в стационарах и больницах, где за больными ухаживают медицинские сестры.
3 слайд Описание слайда:
Цель: Доказать важную роль медицинского брата при уходе за больными бронхиальной астмой.
4 слайд Описание слайда:
Задачи: 1.Осуществить сестринское обследование пациента. 2. Поставить сестринский диагноз. 3. Составить план сестринского ухода. 4. Осуществить сестринский уход. 5. Оценить результаты сестринского ухода.
5 слайд Описание слайда:
Гипотеза: При правильном сестринском обследовании, постановке сестринского диагноза, при планировании и осуществлении сестринского ухода за пациентом с бронхиальной астмой – наступает улучшение состояния пациента и длительная ремиссия.
6 слайд Описание слайда:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Бронхиальная астма — это заболевание, в основе которого лежит воспаление дыхательных путей, сопровождающееся изменением чувствительности и реактивности бронхов и проявляющееся приступом удушья. (см. приложение 1)
7 слайд Описание слайда:
Источник: https://infourok.ru/sestrinskiy-uhod-pri-bronhialnoy-astme-3423540.html
Сестринский уход при бронхиальной астме
Бронхиальная астма – неизлечимое хроническое заболевание. Терапия при возникающих обострениях оказывается в условиях стационара. Сестринский уход при бронхиальной астме должен обеспечивать необходимые условия для стабилизации состояния больного. Выполнение каждого из этапов работы, особенно, при работе с детьми, благотворно сказывается на общей картине лечения.
Специфика работы с астматиками
Сестринские вмешательства для пациентов, страдающих от бронхиальной астмы разделяются на три вида:
- Независимые – выполняющиеся медсестрой на собственное усмотрение (измерение пульса, давления, помощь в составлении диетического меню);
- Меры, после согласования с лечащим врачом – к ним относится назначение медикаментов;
- Взаимозависимые – оказание сестринской помощи при бронхиальной астме проходит совместно с бригадой другого медицинского персонала (взятие лабораторных анализов).
Цели и задачи
Сестринский процесс при бронхиальной астме выполняет цели:
- Сбор сведений о пациенте
- Понимание потребностей пациента в медицинском обслуживании
- Обозначение приоритетов в оказании медицинской помощи
- Составление плана и по уходу за больным и следование ему
- Определение эффективности ухода и того, достигнута ли его цель
Медицинская сестра выполняет задачи среди которых:
- Своевременное реагирование при начале приступа бронхиальной астмы
- Умение оказать квалифицированную медицинскую помощь
- Установление причины астматического приступа и потребностей больного
- Обучение астматика по самостоятельному купированию приступа в отсутствии медицинского персонала
Цель – облегчить состояние пациента, преодоление приступа.
Последовательность работы
Сестринский процесс при бронхиальной астме и взаимодействие с пациентами проходит поэтапно:
- На первом этапе собирается информация;
- Далее определяются проблемные моменты;
- Исключаются болезни, имеющие схожую симптоматику;
- Обеспечение ухода за больными, проходящими стационарное лечение;
- Выполнение предписаний лечащего врача, отслеживание эффективности лечения.
Сбор информации
Сбор сведений включает методы:
- Субъективные
- Объективные
- Дополнительные
- Главный из субъективных методов подразумевает разговор с астматиком, среди жалоб:
- На беседе опрашиваются родственники пациента, чтобы исключить или подтвердить наследственную природу бронхиальной астмы. Медсестра выясняет:
- Частоту проявлений астматических приступов
- Обстоятельства, при которых они происходят
- Провоцирующие факторы
- Имеет ли место при приступе постороннее вмешательство или прием медицинских препаратов и если да, то какие это медикаменты
- Наличие или отсутствие у пациента аллергической реакции
К объективному методу относится осмотр больного во время приступа, наблюдается следующая симптоматика:
- Громкое дыхание, отчетливо различимые хрипы и свистки
- Одышка
- Раздутость носовых крыльев
- Синеватый цвет кожи носогубного треугольника
- Приступообразный кашель с отхождением вязкой мокроты
- Астматика легко распознать по положению тела: пациент принимает сидячее положение с упором рук на горизонтальную поверхность
Медсестра обязана измерить артериальное давление и пульс пациента. По данным беседы и обследования она и лечащий врач составляют план базисной терапии и ухода за астматиком.
Нахождение проблем
Приоритетные проблемы для персонала связаны с обеспечением жизненных потребностей пациента, страдающего от бронхиальной астмы:
- Диета, если аллергическая реакция вызвана пищевыми продуктами
- Удушающие приступы, нарушающие нормальный ритм дыхания
- Нарушенный сон в связи с проявлением ночных астматических приступов
- Ограничение двигательной активности (слишком сильная физическая нагрузка может спровоцировать астматический приступ)
Среди потенциальных проблем вызванных заболеванием:
- Чувство психологической подавленности из-за факта постановки диагноза
- Постоянное чувство страха перед внезапным началом удушья
- Проблемы в общении с окружающими – эмоции провоцируют удушье, а разговор способствует проявлению одышки
- Депрессивное состояние, вызванное невозможностью самовыражения и самореализации
Астматик не имеет возможности удовлетворить потребности:
- В употреблении продуктов питания
- В полноценном сне и отдыхе (астматические приступы проходят в ночное время, нарушают сон)
- В общении
- В нормальном дыхании
Сестринский уход при бронхиальной астме должен быть направлен на устранение возникающих сложностей.
Стационарное наблюдение
Когда пациент проходит лечение в стенах стационара, основная задача сестринского процесса – стабилизировать его состояние. Под контроль берется диета, режим дня, времяпрепровождение.
В палате организуются условия, обеспечивающие астматику комфортное проживание. Обеспечивается дополнительный уход во время кормления или помощь в гигиенических процедурах (как правило, если пациенты – дети).
Медсестра контролирует исполнение врачебных предписаний и отмечает эффективность терапии.
Неотложная помощь при бронхиальной астме: как снять приступ
Установление и контроль за соблюдением режима
Метод независимого вмешательства. Беседа проводится лично с пациентом, или с его родителями, если это ребенок. Медицинский персонал обязан проинформировать о:
- Вероятных причинах развития заболевания
- Особенностях лечения
- О том, как и почему важно соблюдать врачебные рекомендации
- О профилактических методах и возможных осложнениях в ходе лечения
- Необходимости соблюдать подобранную диету не только в стенах учреждения, но и после выписки
- Убедить самого пациента и его родственников о необходимости прохождения стационарного лечения (некоторые больные хотят лечиться дома)
Создание комфортных условий, контроль
В обязанности медсестры входит обеспечение человеку, страдающему астмой комфортные условия проживания в палате и отслеживание:
- Своевременной влажной уборки
- Постоянного проветривания
- Регулярную смену постельного белья
Пациента или его родственников просят принести комплект по уходу, в который входят:
- Паста и щетка
- Расческа
- Смена белья
При уходе за ребенком медсестра остается с ним во время переодевания, расчесывания и чистки зубов, чтобы оказать необходимую помощь, если потребуется. Родным рекомендуется принести с собой то, что сможет отвлечь пациента от тяжелых мыслей о болезни (книги, рукоделие).
Выполнение врачебных предписаний
Базисная терапия занимает особое место в сестринском уходе. Медсестра должна не только точно соблюдать инструкции лечащего врача, но и донести пациенту информацию о необходимости приема медикаментов, и побочных эффектах. В обязанности входит выполнение задач:
- Обучить астматика ведению дневника по контролю за своим состоянием и применению ингаляторов
- Проводить на диагностику
- Оказать психологической помощи пациенту и родственникам
- Проследить состояния больного для своевременного распознавания побочных эффектов от приема медикаментов
- Оповещение врача что лечение не приносит результатов, информирование о необходимости корректировки
Медсестра проводит регулярный опрос пациента о самочувствии, ежедневно выполняя комплекс мер:
- Измерение температуры, числа сердечных сокращений
- Определение частоты дыхания
- Контроль состояния пациента при одышке и кашле
- Выслушивание жалоб на самочувствие
Когда уход организован правильно, состояние астматика улучшается и его выписывают. Необходимо соблюдать все предписания, чтобы избежать осложнений.
Бронхиальная астма у детей: причины, симптомы, лечение
Оказание помощи при астматическом статусе
Сестринский процесс при бронхиальной астме включает важный момент – помощь пациенту во время приступа:
- Устранить взаимодействие с аллергеном (если он есть), вызвавшим аллергическую реакцию больного;
- Использовать препараты, расширяющие бронхи;
- Обеспечить пациента горячим щелочным питьем;
- Сделать горчичную ванночку для ног.
Когда купировать приступ не удалось, пациенту дается антигистаминное средство, а также вводят под кожу симпатомиметики. Если приступ имел среднетяжелую или тяжелую степени тяжести, для купирования приступов вводят в вену глюкокортикостероидов. Такая мера обеспечивается в условиях лечебного учреждения, под контролем лечащего врача.
Продолжение приступа в течение нескольких дней, или его повторение после кратковременного улучшения, говорит о большом скоплении слизи в бронхах. Закупоренные бронхи провоцируют синдром «немого легкого» и могут развить астматический статус – тяжелую форму удушья, возникающего в результате диффузного нарушения бронхиальной проходимости.
Если у пациента присутствует астматический статус, применение ранее эффективных препаратов может негативно сказаться на самочувствии. Медсестре важно сохранять хладнокровие и помочь:
- Запретить использование карманного ингалятора
- Дать щелочное питье
- Переместить больного в комфортное положение
- Обеспечить приток увлажненного кислорода
Если не оказать медицинскую помощь, состояние пациента ухудшится приведет к коме или летальному исходу.
Особенности работы с детьми
Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:
- Разговор проводится в спокойном мягком тоне, чтобы не напугать ребенка и не спровоцировать приступ удушья
- Важно наладить доверительные отношения с маленьким пациентом
- обучить родителей навыкам помощи ребенку, снятия паники и быстрой помощи при возникающем астматическом приступе
- Важно посадить ребенка, поддерживать, успокаивать
- Ингаляции проводятся с помощью препаратов, содержащих сальбутамол.
У детей возникает приступ гипоксии с резким снижением показателей артериального давления. Если симптом проявился, ребенку внутримышечно вводят стимуляторы центральной нервной системы.
Сестринский уход при бронхиальной астме улучшает состояние пациента. Астматик должен быть проинформирован о навыках самопомощи, приеме и дозировке медицинских препаратов, профилактических мерах. Перед выпиской медсестра проводит дополнительный инструктаж о диете, и режиме дня, проверяет, как пациент умеет пользоваться ингалятором.
Источник: https://medic-z.ru/sestrinskij-uhod-pri-bronhialnoj-astme
Сестринский процесс при бронхиальной астме
Из статьи вы узнаете, как медсестра выполняет уход, каких ошибок она не должна допустить при общении с пациентом и его родными, чему обязана научить больного.
↯ Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ
Задачи и виды сестринского ухода
Распространенность бронхиальной астмы продолжает расти. Заболевание является неизлечимым, при его обострении пациентов госпитализируют в стационар.
Сестринский уход при бронхиальной астме у детей и взрослых предполагает создание оптимальных условий для его лечения и улучшения состояния здоровья.
К задачам медсестры на всех этапах ухода относятся следующие:
- своевременное реагирование на начало приступа;
- оказание медпомощи в рамках своей квалификации;
- выявление основных потребностей пациента и причин появления приступов;
- обучение пациента справляться с приступами в отсутствие медперсонала.
Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей организуют с главной целью преодоления астматических приступов и облегчения состояния здоровья астматика.
Об утверждении стандарта медпомощи больным астмой. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 600 в Системе Главная медсетра.
В рамках ухода за пациентом медсестра выполняет следующие виды вмешательств:
- Зависимые – проводятся только по назначению и указанию лечащего врача больного (например, медсестра выдает пациенту препараты, назначенные врачом).
- Независимые – могут проводиться по решению медсестры (например, помощь в составлении диеты, измерение пульса и давления).
- Взаимозависимые – осуществляются в рамках коллективного решения медработников (проведение лабораторных анализов, консультации узких специалистов и т.д.).
- В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главная медсестра» их более 5000.
Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?
Активировать
Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме
Сестринский уход при бронхиальной астме включает в себя 5 основных этапов:
- обследование больного;
- выявление его потребностей и проблем;
- планирование ухода;
- реализация ухода;
- оценка достигнутых результатов.
Рассмотрим все эти этапы более подробно.
Спецподборка: все о внутреннем контроле в Системе Главная медсестра.
Первый этап. Сестринское обследование пациента
Работа с пациентом начинается с сестринского обследования. Первый источник информации – сам пациент. В ходе беседы медсестра узнает от него основные жалобы и трудности, симптомы болезни:
- одышка;
- повышенная температура;
- кашель, его особенности утром и вечером;
- трудности с дыханием;
- особый характер дыхания (свистящее).
Также медсестра собирает семейный анамнез. Беседа с родственниками позволяет понять, у кого из членов семьи пациента есть бронхиальная астма. Это позволяет понять, связано ли развитие болезни с наследственной предрасположенностью.
Следующий шаг – узнать подробности о приступах удушья:
- что чаще всего провоцирует приступы;
- при каких обстоятельствах происходит начало приступов;
- как часто они проявляются;
- интенсивность и характер приступов;
- необходимо ли постороннее вмешательство для окончания приступа, какие препараты использует пациент для купирования приступа.
Кроме того, следует выяснить, есть ли у пациента аллергия, на какие раздражители.
☆ Как идентифицировать пациента при диагностике и лечении, СОП в Системе Главная медсестра.
- Скачать СОП
- Осуществляя сестринский уход при бронхиальной астме, медсестра осматривает больного во время приступа.
- В этот момент она может наблюдать следующие симптомы:
- раздувание крыльев носа;
- тяжелое и громкое дыхание со свистами и хрипом;
- наличие одышки;
- приступы кашля;
- посинение кожи в области носогубного треугольника;
- наличие вязкой мокроты после кашля;
- характерная поза пациента (пациент находится в положении сидя, пытается опереться руками о горизонтальную поверхность).
Во время осмотра медсестра также измеряет пульс и артериальное давление больного.
Собранная медсестрой информация, а также данные проведенных обследований позволяют лечащему врачу совместно с ней составить план лечения и сестринского ухода.
Второй этап. Выявление проблем больного
На втором этапе медсестра выявляет все проблемы больного, в том числе связанные с трудностями при реализации основных жизненных потребностей.
Первая группа проблем связана с обеспечением ключевых потребностей:
- ограничение меню в связи с наличием пищевой аллергии;
- одышка и кашель мешают нормальному дыханию;
- проблемы со сном из-за частых ночных приступов астмы;
- снижение физической нагрузки как провоцирующего фактора для приступов.
Вторая группа проблем – социально-психологические трудности:
- ограничение общения (эмоции и общение провоцируют приступы, поэтому пациент вынужден ограничивать общение);
- пациент испытывает страх внезапного начала нового приступа;
- из-за болезни пациент находится в подавленном и тревожном состоянии;
- ограничение трудоспособности – пациенту противопоказаны эмоциональные или физические нагрузки;
- депрессивные состояния из-за ограничения в самореализации.
Таким образом, сестринский уход при бронхиальной астме должен учитывать самые важные проблемы пациентов с этим заболеванием:
- недостаток полноценного отдыха;
- проблемы с дыханием;
- недостаточный сон;
- ограничения в еде;
- недостаток общения.
На всех этапах процесса медсестра помогает больному преодолевать эти трудности.
Как не допустить ошибок в общении с пациентами: подборка полезных материалов в Системе Главная медсестра.
Третий и четвертый этапы. Планирование и реализация ухода за больным в стационаре
- Во время нахождения в стационаре все усилия медработников направлены на улучшение и стабилизацию состояния больного.
- Для этого они контролируют режим его досуга, отдыха, питания, создают в медучреждении благоприятные условия для пребывания пациентов.
- Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей или малоподвижных пациентов также предполагает помощь при осуществлении физиологических отправлений, гигиенических процедурах, при питании.
- Медсестра дает пациентам и его родным необходимую информацию о заболевании:
- особенности заболевания и его опасность;
- причины развития бронхиальной астмы;
- значение рекомендаций лечащего врача;
- способы профилактики возможных осложнений.
Пациенты часто недооценивают опасность заболевания и прекращают следовать врачебным назначениям после выписки из стационара. Медсестра должна убедить их в значимости выполнения всех правил и назначений, в следовании лечебной диете.
✔ Укладка для экстренной медпомощи при бронхиальной астме. Подробнее о документе и процедуре в Системе Главная медсестра.
Важный элемент лечения – медикаментозная терапия. Медсестра должна не только сама точно и правильно делать все назначения, но и обратить внимание пациента на то, как важно вовремя и правильно принимать все препараты.
Другие задачи медсестры:
- Сопровождение пациента на процедуры и анализы.
- Обучение больного фиксировать особенности своего состояния в специальном дневнике.
- Психологическая поддержка больного и его родных.
- Наблюдение за пациентом для своевременного определения начала приступов.
- Оповещение врача о результатах лечения, сообщения о неэффективности тех или иных препаратов для корректировки плана лечения.
Осуществляя сестринский уход при бронхиальной астме, медсестра ежедневно общается с больным. Другая ежедневная работа:
- получение жалоб от больного на состояние здоровья;
- измерение частоты дыхания, ЧСС, пульса, давления;
- контроль состояния больного в процессе приступа;
- сообщает врачу об осложнениях и ухудшении состояния больного.
Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой
Большинство манипуляций, выполняемых медсестрой, проводятся по назначению врача.
Медсестра может самостоятельно обучить больного навыками пользования ингалятором для купирования приступов удушья.
Кроме того, медсестра проводит пикфлоуметрию. Этот диагностический метод позволяет оценить результаты терапии путем определения пиковой объемной скорости форсированного воздуха. После оценки медработники понимают степень обструкции дыхательных путей.
Пятый этап. Оценка эффективности ухода
- Правильно организованный сестринский процесс при бронхиальной астме позволяет добиться ремиссии заболевания.
- В этом случае пациента выписывают из стационара и направляют на динамическое наблюдение к терапевту, аллергологу и пульмонологу.
- После выписки пациент и его родные должны знать особенности заболевания и протекания приступов.
- Пациент обязан уметь пользоваться ингалятором для самостоятельного купирования приступов, знать и соблюдать лечебную диету и выполнять другие назначения врача.
Оказание помощи при приступе
Для своевременного оказания помощи при приступе астмы медсестра должна знать его основные признаки:
- часто – кашель в начале приступа;
- удлиненный выдох;
- свистящее, шумное дыхание;
- потливость, страх, беспокойство больного;
- набухание вен на шее;
- артериальная гипертензия и тахикардия;
- стридор (иногда).
Жизнеугрожающие приступы бронхиальной астмы сопровождаются симптомами «тревоги»:
- участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;
- из-за одышки пациент не может говорить;
- тахикардия более 110 в минуту;
- стремительно нарастающая одышка (более 25 за минуту у взрослых).
Также об угрозе для жизни свидетельствуют следующие симптомы:
- брадикардия или ЧСС свыше 120 ударов в минуту;
- кома или спутанность сознания;
- артериальная гипотензия;
- «немое легкое»;
- ЧДД менее 12 в минуту или более 30 в минуту;
- слабый вдох;
- цвет кожи – сероватый, цианоз.
Для купирования приступа используют инфузионные формы медикаментов и ингаляционную терапию.
Астма у детей. Как своевременно диагностировать и избежать обострений: памятки в Системе Главная медсестра
Особенности ведения детей с бронхиальной астмой
Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей отличается следующими особенностями:
- Медсестра должна успокоить пациента в ходе разговора для устранения страха, который может спровоцировать приступ. Для этого она должна говорить с ребенком спокойным, мягким, но убедительным голосом.
- Уход основывается на доверительных отношениях между ребенком и медсестрой.
- Медсестре следует обучить родителей навыкам успокоения ребенка во время приступа, его снятию и активной поддержке.
- Во время приступа медсестра должна помочь ребенку принять удобное положение и дополнительно поддерживать его.
- Для ингаляционной терапии используют препараты с сальбутамолом.
Кроме того, медсестра должна знать, что во время приступа у пациента может развиваться гипоксия, которая сопровождается снижением артериального давления. При наличии такого симптомы следует ввести ребенку стимуляторы ЦНС внутримышечно.
☆ Образовательная программа для детской астма-школы. Пример в Системе Главная медсестра.
Профилактика
Бронхиальная астма является хроническим заболеванием, полное излечение от которого невозможно. Однако, если пациент будет следовать назначениям врача и принимать меры профилактики приступов, их частота существенно сократится.
Предотвращение приступов
Организованный сестринский уход при бронхиальной астме у детей и взрослых позволяет выявить факторы, которые чаще всего вызывают приступы астмы. Зная эти факторы, пациент сможет их избежать.
Например:
- убрать из комнаты цветы при наличии аллергии нам них;
- не держать дома птиц, собак, кошек;
- заменить наполнитель подушки на гипоаллергенный;
- убрать из комнаты паласы, ковры и плюшевые мягкие игрушки;
- исключить из жизни некоторые аллергические раздражители – резкий парфюм, химические вещества и т.д.;
- исключить прием некоторых медицинских препаратов.
Кроме того, снижению частоты приступов способствует также исключение ситуаций эмоционального перенапряжения.
✔ Пример стандарта оснащения для «Школы больных бронхиальной астмой», скачайте в Системе Главная медсестра.
Скачать пример
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой
- Организация школы для больных бронхиальной астмой позволяет всем желающим узнать подробную информацию об этом заболевании, получить некоторые практические навыки.
- На курсах пациенты и их родные изучают темы, связанные с профилактикой приступов астмы и предотвращением осложнений.
- Кроме того, в рамках школы пациентам и их родным показывают, какие экстренные меры нужно предпринять при возникновении приступа.
Подобные школы и курсы функционируют на базе пульмонологических центров и больным.
Для пациентов детского возраста занятия проходят более просто и доходчиво, чем для взрослых.
Материал проверен экспертами Актион Медицина
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен |
Источник: https://www.zdrav.ru/articles/4293660938-19-m08-17-sestrinskij-uhod-pri-bronhialnoj-astme
Сестринский уход за пациентом с бронхиальной астмой, план и рекомендации по работе
Бронхиальная астма – это хроническое неизлечимое заболевание. Медикаментозное лечение направлено на купирование приступов, контроль над заболеванием и улучшение самочувствия больного. Многие пациенты знают, как вести себя во время приступа.
Если речь идет о взрослом человеке, то многие справляются самостоятельно, с детьми ситуация обстоит сложнее, им нужна помощь медицинского работника.
Сестринский уход при бронхиальной астме необходим больному в периоды обострения и осуществляется в соответствии с определенным планом.
Цели и задачи сестринского ухода при астме
Задача медицинской сестры при работе с пациентами – астматиками состоит в следующем:
- своевременно отреагировать на начавшийся приступ;
- оказать квалифицированную помощь;
- выявить причину приступа и потребности пациента;
- научить больного самостоятельно справляться с приступом.
На первом этапе сестринского ухода необходимо выяснить, что вызывает приступ удушья. Для этого проводится опрос самого пациента, родителей или родственников. Медсестре необходимо знать, какой аллерген вызывает приступ, какие препараты можно применять в отношении больного, а какие он не переносит.
Основная цель медицинского работника – всячески облегчить состояние пациента и помочь ему справиться с астматическим приступом.
Проблемы, с которыми сталкивается астматик
Основной симптом бронхиальной астмы – это кашель, одышка и приступ удушья. Таким больным необходимо обследоваться дважды в год, если состояние ухудшается, рекомендуется госпитализация и лечение в стационаре.
При болезни астматики сталкиваются со многими проблемами:
- страдают от недостатка жидкости в организме (причина в гипервентиляции легких);
- у больных нарушается сон, многие подвержены бессоннице;
- ухудшается аппетит;
- люди часто испытывают панический страх перед приступом и постоянно находятся в состоянии тревоги;
- затруднение дыхания вследствие гипоксии;
- многие испытывают определенный дискомфорт, связанный с постоянным приемом лекарственных средств;
- часто у астматиков развиваются осложнения;
- некоторые больные, особенно дети, не в состоянии справиться самостоятельно с определенными трудностями во время обострений;
- трудоспособные пациенты вынуждены ограничивать себя в выборе профессии.
Проблема маленьких пациентов в том, что они ограничены в активных играх и получении знаний. Задача сестринского ухода за пациентом заключается в необходимой помощи и обеспечении должного ухода.
План сестринского ухода при бронхиальной астме
Планирование сестринского процесса при астме позволяет оказывать квалифицированный уход. В него входит несколько этапов:
- Сбор анамнеза.
- Выявление проблем больного.
- Дифференцирование астмы с похожими патологиями.
- Уход за пациентом с бронхиальной астмой при госпитализации, соблюдение необходимого режима отдыха, контроль нагрузок и питания.
- Выполнение лечебных мероприятий, контроль приема лекарственных средств и результата терапии.
- Оценка результативности ухода при бронхиальной астме.
Сбор анамнеза
На этом этапе необходимо выслушать пациента, чтобы понять его проблемы, медработник должен проанализировать жалобы и выявить возможность наследственной предрасположенности к астме.
Чаще всего больного беспокоит проблема с дыханием, кашель, одышка, хрипы и свист при дыхании, может наблюдаться повышение температуры. Необходим осмотр пациента в момент приступа, обычно, самочувствие резко ухудшается, человек может испытывать страх, чем усугубляет свое состояние.
Кашель усиливается ночью, почему кашель усиливается ночью?
Выявление проблем больного
Для обеспечения должного ухода следует выяснить проблемы, которые беспокоят больного. При выявлении астмы привычный жизненный ритм больного меняется, он должен научиться справляться с приступами и продолжать жить полноценной жизнью.
Задача медперсонала обеспечить максимальный уход за больным с бронхиальной астмой и помочь при обострениях. Необходимо помнить, что вследствие бронхоспазма и отека слизистой бронхов скапливается слизь, которая вызывает сильный кашель и удушье.
Как исключить похожие болезни?
Симптомы астмы схожи со многими заболеваниями органов дыхания, но фельдшер должен уметь отличить астматический приступ от похожей болезни:
- хронический бронхит с обструкцией (применение глюкокортикостероидов не дает эффекта);
- сердечная астма – характерна ночными приступами одышки, сопровождается тахикардией, ощущением сдавливания груди, дыхательной недостаточностью, основным отличием от бронхиальной астмы является отсутствие изменения местоположения диафрагмы;
- истероидная астма сопровождается затрудненным дыханием на вдохе и выдохе, имеет три формы, может возникнуть остановка дыхания;
- обтурационная астма возникает при механическом удушье из-за новообразования или попадания инородного тела;
- сенная лихорадка, сезонное заболевание, сопровождается комплексом признаков аллергической реакции – бронхоспазм, конъюнктивит, ринит, в периоды ремиссии никак не проявляется;
- аспиргиллез – аллергическое заболевание органов дыхание, провоцирует реакция на грибы аспергиллы, поражаются не только дыхательные пути, но и сосуды.
Одышку или приступ удушья могут вызвать ряд других болезней, но они имеют свои признаки, по которым их легко отличить от бронхиальной астмы.
Уход за больным в стационаре
При госпитализации сестринский уход за больными с бронхиальной астмой направляется на улучшение состояния больного и купирование осложнений. В план ухода входит контроль режима отдыха и питания, помощь в организации досуга, создание комфортных условий в больничной палате.
Если больной не может самостоятельно принимать пищу или проводить гигиенические процедуры, медсестра ему помогает, чаще всего это относится к детям и людям пожилого возраста.
Фельдшеру необходимо проследить за выполнением назначений врача и выяснить, имеет ли терапия эффект. Также на этом этапе предусматривается общение с пациентом или родителями ребенка, цель которого выявление причины патологии и профилактические меры в отношении различных осложнений. Иногда приходится доносить до больного, что лечение в условиях стационара принесет больше пользы.
С пациентом необходимо общаться и объяснять пользу диетического рациона питания, соблюдения режима отдыха и лечения. Следует позаботиться о досуге больного, следует сообщить родственникам или родителям о необходимости наличия книг или игрушек.
Медицинский персонал должен обеспечить не только комфорт в палате, но и влажную уборку и регулярное проветривание.
Выполнение назначений врача
Бронхиальная астма требует базисного лечения, которое и обеспечивает медсестра. Ее задача убедить больного в необходимости соблюдения врачебных назначений и непрерывного курса лечения. Пациента следует просветить о возможных побочных действиях лекарств и научить пользоваться ингалятором. Также необходимо вести ежедневные записи для контроля своего состояния.
Ингаляции при кашле у детей (физраствором, небулайзером)
В план ухода входит контроль обследований, назначенный для диагностики или оценки эффективности лечения. Больному нужно рассказать, для чего проводится та или иная процедура. Кроме этого, астматики нуждаются в психологической поддержке, особенно дети, иногда участие необходимо и родителям.
В случаях возникновения побочных действий назначенных лекарств, фельдшеру необходимо правильно среагировать и принять меры. При терапии, которая не дает лечебного эффекта, необходимо поставить в известность врача для замены препаратов.
При бронхиальной астме у детей фельдшер должен контролировать состояние больного несколько раз в день, измерять температуру, прослушивать сердцебиение, наблюдать за дыханием, всячески поддерживать ребенка, чтобы психологический фактор не помешал лечению.
Сестринский уход при бронхиальной астме у детей очень важен для эффективного лечения и наступлении фазы ремиссии. При улучшении состояния, больного могут выписать и перевести на амбулаторное лечение.
Как помочь пациенту во время приступа
При бронхиальной астме план ухода включает в себя помощь во время приступа, для этого фельдшер должен действовать в соответствии со схемой:
- в первую очередь нужно устранить аллерген;
- больному нужно ввести бронхорасширяющий препарат с помощью ингалятора;
- можно дать выпить горячий содовый раствор;
- для ног приготовить ванну с сухой горчицей;
- если ингалятор не оказал действия, следует дать больному антигистаминный препарат;
- при затяжном приступе взрослому вводят подкожно Эфедрин;
- если приступ проходит в тяжелой форме, применяется Преднизолон.
В случае тяжелого приступа больного госпитализируют для круглосуточного наблюдения. Это необходимо, чтобы избежать осложнений. Если бронхиальная астма между приступами проходит с осложнениями, требуется терапия стероидами, желательно с пролонгированным действием.
Задача медперсонала проследить за тем, чтобы у больного всегда был при себе ингалятор. В случаях, когда присоединяется инфекция вирусной или бактериальной природы, нужно вовремя оценить необходимость антибактериальной терапии.
Нельзя забывать о приеме больным отхаркивающих средств для очищения бронхов от мокроты.
Если пациент малыш до 5 лет, можно применять для купирования приступа аэрозоли с дозатором, разрешен к применению и небулайзер. Детям до 2 лет небулайзеры или аэрозоли используют с лицевой маской.
Астматический статус
При астматическом статусе привычный ингалятор не поможет, если фельдшер ухаживает за больным, он должен вовремя убрать ингалятор, чтобы пациент не навредил себе.
Нужно срочно вызвать врача и помочь пациенту принять удобное положение. В таком состоянии больному дают влажный кислород и горячий щелочной раствор.
В этой ситуации главное сохранять спокойствие и помочь больному не впасть в паническое состояние.
Сестринский процесс включает в себя беседы с пациентом о пользе дыхательной гимнастики, о вреде курения и необходимости исключения аллергенов из жизни больного.
Источник
Источник: https://03-med.info/lor/sestrinskiy-ukhod-za-pacientom-s-bronkh.html