При проведении занятий дыхательной гимнастикой в ДОУ следует учитывать возрастные особенности дошкольников и уровень сложности упражнений. Выполнение комплекса из 5–7 заданий занимает 8–12 минут. Этапы проведения гимнастики:
- Вводная часть: упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 2–3 минуты.
- Основная часть: задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 4–5 минут.
- Заключительная часть: упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.
В ходе гимнастики можно использовать разнообразные атрибуты с целью повышения мотивации дошкольников
Видео: занятие по дыхательной гимнастике «Путешествие в лес» в младшей группе
Умение правильно дышать крайне важно для ребёнка. Ведь это не только необходимый базис для крепкого здоровья, но и условие для полноценного умственного развития
Задача воспитателя — облечь дыхательную гимнастику в занимательную игровую форму. На помощь придут забавные стихотворения и интересные пособия. Выполнение несложных упражнений постепенно войдёт у дошкольников в привычку и сделает времяпрепровождение в детском саду ещё увлекательнее.
Проведение с дошкольниками дыхательной гимнастики имеет определённые нюансы:
- Воздух в помещении обязательно должен быть свежим, но не холодным. Очень полезно делать гимнастику на улицеПомимо специальных игровых упражнений, хорошо просто предложить детям вдохнуть полной грудью свежий аромат природы (например, после дождя), обратить внимание, как чудесно пахнут цветы на клумбе и пр. Это не только укрепит дыхательные органы, но и обогатит детские представления об окружающем миреА после прогулки в холодную погоду можно интенсивно подуть на свои ладошки, чтобы согреть их (это тоже полезное дыхательное упражнение). Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут. Мышцы тела ребёнка не должны быть напряжены. Если у малыша насморк, перед гимнастикой следует очистить носовые ходы. Упражнения непременно должны быть регулярными, поскольку оздоровительный эффект наблюдается после длительного курса. Если у какого-то ребёнка плохое настроение и он не расположен к занятиям, то нельзя заставлять его тренироваться. Пользы это не принесёт, ведь важен позитивный настрой. Воспитатель должен проявить фантазию, чтобы малыш сам захотел включиться в деятельность. Гимнастику нельзя выполнять сразу после приёма пищи, это чревато тошнотой и даже рвотой. Нужно выдержать паузу не менее получаса. Запрещено делать упражнения и на голодный желудок — у ребёнка может просто закружиться голова. В процессе выполнения гимнастики нужно следить за состоянием дошкольников. Если кто-то побледнел либо покраснел, прикрыл глаза, стал часто дышать, то нужно сразу предложить этому ребёнку отдохнуть.Одно и то же упражнение с течением временем можно усложнять. Например, не просто греть ручки после прогулки — направлять на них глубокое тёплое дыхание, а сопровождать свои действия протяжным произношением гласных звуков («а», «о», «у»).
Возрастные особенности дошкольников
Практиковать дыхательную гимнастику можно уже с ясельной группы. Для малышей 2–3 лет это должна быть исключительно весёлая игра, в которой воспитатель участвует наравне с дошкольниками.
В раннем и младшем дошкольном возрасте гимнастику нужно проводить в форме забавной игры
Вначале нужно доходчиво объяснить малышам, что из себя представляет дыхание. Для этого можно, к примеру, поиграть с одуванчиком на участке детского сада. Глубокий выдох, от которого разлетаются белые пушинки, делается вначале ртом, а затем носом.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Правда, что стакан молока на ночь помогает уснуть
Вначале педагог должен объяснить малышам, что такое дыхание, например, с помощью одуванчика на прогулке
Чтобы заинтересовать самых маленьких дошкольников игровыми упражнениями, воспитатель предлагает поиграть, перевоплотиться в кого или что-либо: «А давайте вы будете насосами!» или «Представьте, что ваш живот — это воздушный шарик!».
Воспитанники средней группы уже более самостоятельные, усидчивые. В этом возрасте нужно учить ребят прислушиваться к дыханию, характеризовать его глубину, силу (тихое либо шумное), частоту, прослеживать, куда направляется воздушная струя, каким образом двигается грудная клетка и пр. Дыхательные упражнения усложняются: появляются повороты влево и вправо, вводится соревновательный элемент.
В среднем дошкольном возрасте в дыхательные упражнения можно вносить элементы соревнования
В старшем же дошкольном звене, помимо прочих упражнений и игр, уже можно практиковать методику А. Стрельниковой. Ведь дети с помощью педагога осознанно подходят к выполнению полезных заданий.
Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание.
В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода.
От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.
Причиной многих проблем с детским здоровьем и самочувствием часто бывает неправильное дыхание
Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться
При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме.
Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:
- Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребёнок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений. Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, проблемах с аденоидами и пр. Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем. Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект. Улучшается и физическое развитие. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец.Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханиемКак следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия. Медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей), помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.
Управляя своим дыханием, дети учатся управлять собой
Интересно, что дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно выделить следующие основные виды дыхательной гимнастики.
Игры на дыхание
Педагог не просто предлагает дошкольникам выполнить определённые полезные упражнения, а представляет их в форме увлекательной игры. Вариантов здесь множество. Например, малыши создают свой оркестр — одним «музыкантам» раздаются дудочки, другим — губные гармошки. В результате ребята интересно проводят время, укрепляя при этом своё дыхание.
Дыхательные упражнения легко можно облечь в игровую форму
Активным детям наверняка придётся по душе «Воздушный футбол», в котором, чтобы устроить гол, по мячику нужно не бить, а дуть на него, загоняя в ворота. Маленьким творческим натурам будет интересно сильно подышать на стекло или зеркало, чтобы оно запотело. Затем на поверхности можно нарисовать любую картинку.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Чем полезен сон
Ребёнок может подышать на стекло, а потом нарисовать на нём картинку
Ребята всегда с удовольствием играют в снегопад — кладут на ладошку снежинки из маленьких комочков ваты и сдувают их. Точно так же можно устроить листопад или полёт бумажных бабочек.
Хорошая идея — устроить весёлые соревнования, например, «Чей паровоз громче гудит». Каждый ребёнок получает пустой пузырёк и изо всех сил дует в него, так чтобы был слышен свист. Масса положительных эмоций детям обеспечена.
Воспитатель может заинтриговать ребят — предложить им волшебные коробочки (это могут быть пластмассовые контейнеры от киндер-сюрпризов). Каждая наполнена чем-то особенным: апельсиновыми корочками, сухими мятными листьями, ванилином и пр. Задача дошкольников — определить, что это за аромат: для этого нужно глубоко втягивать воздух носом.
Разнообразные идеи для игр можно реализовать на прогулке. Например, устроить праздник мыльных пузырей. Все дети обожают это занятие, а оно между тем укрепляет органы дыхания.
Выдувание мыльных пузырей подразумевает глубокое дыхание и является замечательным упражнением
Дыхательная гимнастика в стихах
Полезные упражнения хорошо выполнять под чтение забавного стихотворения. В таком случае они напоминают собой весёлую физкультминутку. При этом дыхательные движения чаще всего сочетаются с общеукрепляющими.
Упражнения из комплекса Стрельниковой
Существуют разные комплексы дыхательных упражнений, основанные на совокупности приёмов: глубоком и поверхностном дыхании, его задержке и искусственном затруднении. Но в дошкольных учреждениях наиболее широкое распространение получила гимнастика А. Стрельниковой.
Общая суть гимнастики состоит в том, что при вдохе грудная клетка вовсе не расширяется, а, напротив, сжимается, поскольку одновременно выполняются соответствующие движения — наклоны, повороты и пр. За счёт этого кислород попадает в самые отдалённые области лёгких
Автор методики обращает ключевое внимание исключительно на качество вдохов (они должны быть шумными и резкими), а выдохи считает их естественным последствием.
Упражнения Стрельниковой доказали свою эффективность при терапии не только дыхательных заболеваний (у детей, в том числе), но также патологий сердечно-сосудистой и нервной системы, ЖКТ.
Положительный результат наблюдается даже при лечении детского заикания, причём в тяжёлых формах).
Кроме того, при выполнении комплекса задействуется почти вся мускулатура тела, что способствует формированию у дошкольников правильной осанки, развивает гибкость.
Полный комплекс Стрельниковой включает в себя более десятка упражнений, однако в ДОУ воспитанникам обычно предлагаются 3 базовых:
- «Ладошки». Исходное положение (И. п.) — стоя, руки согнуты в локтях, а сами локти опущены. Производится 4 коротких вдоха, параллельно ребёнок сжимает кисти в кулачок, будто захватывая и удерживая какой-то предмет. Далее перерыв в несколько секунд. Необходимо выполнить 24 подхода.
- «Погончики». И. п. — стоя, руки опущены вдоль тела, а кисти сжаты в кулачки. Выполняется 8 коротких вдохов, в процессе каждого из них кулачки резко разжимаются. Рекомендуется сделать 12 подходов с перерывом в несколько секунд.
- «Насос». И. п. — стоя, в руки можно взять палку. Параллельно с вдохом дошкольники делают пружинистые наклоны, на выдохе же выпрямляются. Серия состоит из 8 вдохов и наклонов, далее перерыв в несколько секунд. Всего 12 подходов.
В детском саду обычно практикуются отдельные базовые упражнения комплекса Стрельниковой
Утренняя гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии на весь день. Проводится гимнастика до завтрака инструктором по физической культуре или воспитателем.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Правильная медитация перед сном
Выполнение физических упражнений с утра помогает решить несколько важных задач:
- В краткосрочной перспективе – будит организм ребенка, переключает внимание на коллективный вид деятельности. В долгосрочной перспективе – предотвращает появление плоскостопия, способствует формированию правильной осанки, укреплению мышц и прочее.
Утренняя гимнастика в детском саду подходит всем: малоактивные дети после нее активизируются, а гиперактивные или возбужденные дети – успокаиваются. Кроме того, регулярное выполнение физических упражнений с утра приучает детей к здоровому образу жизни, и в выходные они уже сами просят родителей сделать вместе с ними зарядку.
Утренняя гимнастика включает в себя:
- непосредственно гимнастику,
- подвижные и спортивные игры.
Правила проведения утренней гимнастики в ДОУ
Существует ряд противопоказаний для занятий гимнастикой. Если у ребенка наблюдается:
- расстройство деятельности сердечно-сосудистой системы,
- расстройство работы двигательного аппарата,
- значительная общая слабость, то он должен быть освобожден от утренней зарядки.
Комплекс упражнений построен таким образом, чтобы поочередно «размять» различные группы мышц. Утренняя зарядка имеет всегда вводную часть, основную часть и заключительную.
Начинается гимнастика с короткой ходьбы и небыстрого бега. После этого дети выстраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений.
В первую очередь задания включают в себя упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого пояса. Дети поднимают руки вверх, тянут вперед, в стороны. Подобные упражнения направлены на профилактику сколиоза, укрепление грудной клетки.
Заключительный комплекс упражнений включает в работу мышцы живота, спины и туловища. Дети делают наклоны вперед, в стороны, повороты.
Гимнастика завершается спокойным видом деятельности: непродолжительной ходьбой, релаксацией, пальчиковой игрой, упражнениями на восстановление дыхания.
В том случае, если гимнастика проводится по подгруппам, то ее длительность зависит от возраста детей:
- для младшей группы – 4-5 минут,
- для средней группы – 5-6 минут,
- для старшей группы – 8-10 минут,
- для подготовительной группы – 10-12 минут.
Каждые две недели рекомендуется менять комплекс упражнений. Повторить пройденный материал можно спустя несколько месяцев.
Особенности утренней гимнастики по подгруппам:
Младшая группа
Утренняя гимнастика в детском саду включается в режим младшей группы. Как правило, она состоит из 3-4 общеразвивающих упражнений, ходьбы и бега.
Начинается с ходьбы, перемежающейся с бегом. ОРУ (общеразвивающие упражнения) проводятся в игровой форме, доступной для детей младшего дошкольного возраста: например, походить как лошадка/медведь/лиса. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Заканчивается гимнастика неторопливой ходьбой.
Для поддержания интереса детей к зарядке можно использовать дополнительный инвентарь: обручи-«домики», кубики, погремушки, султанчики. Рекомендуется привлекать музыкальное сопровождение, например, бубен, ложки.
Дети младшего дошкольного возраста не всегда могут сконцентрироваться, поэтому допускаются небольшие ошибки в исполнении заданий.
Средняя группа
Количество ОРУ увеличивается до 4-5, повторяются 5-6 раз. Ходьба и бег дополняются также другими упражнениями. Дети работают с инвентарем: обручем, кубиками, ленточками, мячом и другими.
В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами. Дети самостоятельно изменяют темп ходьбы согласно ударам в бубен, например. То есть учатся выполнять движения четко согласно заданию.
Старшая группа
Зарядка включает в себя 5-6 ОРУ, активно используется инвентарь: шнур-косичка, гимнастическая палка, мяч и другие.
Комплекс состоит из последовательности упражнений, которые выполняются в заданном счетом темпе или в соответствии с музыкальным рисунком. Дети разучивают танцевальные движения, учатся ходить приставным и переменным шагом, делать подскоки.
У детей старшего дошкольного возраста хороша развита память, поэтому они могут повторить комплекс упражнений самостоятельно, без помощи воспитателя.
Подготовительная группа
Меняется подход к выполнению заданий. От ребенка требуют хорошего качества исполнения, упражнений должны отрабатываться четко.
Источник: https://DobryjSon.ru/newest/gimnastika-v-podgotovitelnoj-gruppe.html
Упражнения по дыхательной гимнастике для детей в ДОУ
Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками трудно переоценить. С момента рождения и примерно до двухлетнего возраста эту функцию выполняет крик и плач, но с развитием речи и мышления у малыша пропадает такая потребность и возникает необходимость специальных занятий.
Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками
Даже здоровые дети имеют развивающуюся иммунную систему и некоторые анатомо-физиологические особенности строения системы органов дыхания, что способствует возникновению воспалительных заболеваний слизистой оболочки, особенно в детских коллективах, где так называемые «детские» вирусные инфекции распространяется с мгновенной быстротой воздушно-капельным путем.
Дыхательная гимнастика
Кроме пресловутых «детских» инфекций, таких как ветряная оспа, скарлатина и т. д., существуют штаммы возбудителей ОРВИ, тропные именно к детскому организму, они то и поражают органы дыхания.
Кроме того, чем младше ребёнок, тем больше он имеет «вредного», и меньше «полезного» в верхних и нижних дыхательных путях.
Это соотношение меняется в сторону последнего благодаря системе дыхательных упражнений.
Дыхательная гимнастика как оздоровление детей дошкольного возраста
Обратите внимание! Дыхательная гимнастика как оздоровление детей дошкольного возраста, обязательно включена в программу по физическому развитию в каждом ДОУ, а также присутствует в различных методиках раннего развития детей.
- Следует отметить, что это отлично от специальной лечебной физкультуры, которая назначается врачом индивидуально для каждого ребёнка, поскольку гимнастика более универсальна и имеет профилактическую направленность.
- Систематически выполняемая дыхательная гимнастика для детей оказывает следующее позитивное влияние на организм каждого ребенка:
- Общее оздоравливающее и общеукрепляющее действие.
- Создание навыка правильного дыхания.
- Повышение эффективности респираторного акта, благодаря более глубокому вдоху и более длинному выдоху.
- У малышей это способствует лучшему развитию речи и артикуляции.
- Систематичность и ритмичность выполнения комплекса даже самых простых упражнений для дошкольников вкупе с регулярной физической активностью способствует правильному развитию иммунной системы. Поскольку для нормального функционирования всех звеньев иммунной защиты организма необходим некий ритм физической активности, и повышение её уровня аэробности, то есть насыщения кислородом всех тканей и органов.
- Повышение объёма жизненной ёмкости лёгких способствует развитию здоровой легочной ткани, создавая резерв.
- Развитие дыхательных мышц. Основная мышца, координирующая акт дыхания — диафрагма, вспомогательные — межреберные мышцы, они у детей маленькие за счёт небольшого размера грудной клетки и горизонтального положения ребер. Дыхательные упражнения для детей развивают размер, силу, эластичность всех этих мышц, а также эластичность и гибкость всех хрящей и суставов грудной клетки.
- Повышение снабжения кислородом миокарда (сердечной мышцы) и её развитие, а также повышение выносливости организма, подобие кардиотренировки у взрослых.
- При комплексном подходе позволяет более эффективно справляться с заиканием и другими невротическими расстройствами.
Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду
Существуют следующие виды дыхательной гимнастики в ДОУ:
- Игры на дыхание;
- Дыхательная гимнастика в стихах;
- Дыхательная гимнастика по Стрельниковой;
Фото Александры Северовны
Сегодня в виртуальных пространствах имеется огромное количество презентаций и различных видео-уроков и мастер-классов по упражнениям на дыхание для дошкольников. Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей — это специально разработанная уникальная методика, задачей которой является формирование плавного и ритмичного респираторного акта и удлинение выдоха.
Как сделать уголок уединения в детском саду своими руками
Александра Северовна Стрельникова — педагог по вокалу, автор наиболее популярной и эффективной дыхательной гимнастики, основанием которой послужили специальные комплексы упражнений для актёров. Она разработала данный комплекс сначала для своей дочери, у которой был порок сердца, а затем он получил широкое распространение для лечения больных астмой.
Важно! Вся система состоит из 13 упражнений, но для малышей достаточно выполнять только 3: «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Для избавления от заикания прекрасно помогают «Насос» и «Обхвати плечи».
Некоторые упражнения гимнастики по Стрельниковой
Основные положения
Для большей эффективности во время дыхательной гимнастики необходимо выполнять следующие условия:
- Вдыхание носом (возможно, с шумом).
- Выдыхание ртом, плавно и медленно, самопроизвольно.
- Каждое движение сопровождается вдохом.
- Определённый ритм упражнений.
Требования к выполнению упражнений
Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ
Правила выполнения дыхательной гимнастики в дошкольных образовательных учреждениях, соответственно ФГОС:
- Первым необходимым условием является чистое и хорошо проветренное помещение с температурой +22 градуса. Слишком сухой воздух (из-за отопления зимой) необходимо увлажнять хотя бы водой из пульверизатора или специального увлажнителя. Если используется сплит-система, то необходимо регулярно и вовремя очищать фильтры. Воздух должен быть достаточно оксигенированным, то есть содержать примерно 20 % кислорода благодаря зелёным растениям или использованию озонатора.
- Все дети должны быть здоровы и одеты соответственно температуре в свободную удобную одежду.
- Длительность занятий для дошкольников — сначала до 6 минут, иначе у малыша закружится голова, постепенно увеличивая до 15 минут в день.
- Занятия дыхательными упражнениями для дошкольников проводятся непосредственно перед принятием пищи, это также способствует повышению аппетита.
- Необходимо принять устойчивое положение и расслабиться.
- Вдыхать через нос, выдыхать через рот.
- Занятия должны быть ритмичные, в виде игры под музыку и приносить удовольствие.
- Материалы для занятий должны быть безопасными и лёгкими: бумага, вата, воздушные шары.
- Все движения должны быть плавными и медленными.
- Обязательно удлинение выдоха.
Этапы последовательности выполнения действий:
- Зафиксировать позу;
- Расслабиться;
- Сосредоточиться;
- Выполнить упражнение;
- Отдохнуть.
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей
Возрастные особенности дошкольников
В зависимости от возраста, детский организм имеет следующие особенности:
- 2-3 года. В этом возрасте у детей носовые ходы и просвет гортани наиболее узкие, хотя и шире, чем в 1 год. Ребра имеют горизонтальное положение. Эпигастральный угол — тупой. Размер окружности грудной клетки немногим превосходит окружность головы.
- 3-4 года. Повышается диаметр просвета верхних дыхательных путей и трахеи. Бронхиальное дерево развивается активнее. Грудная клетка увеличивается и в вертикальном и в горизонтальном размерах. Межреберные промежутки увеличиваются, и соответственно размеры и сила межреберных мышц. Размер диафрагмы также растет и повышает глубину и продолжительность вдоха.
- 4-5 года. Все вышеперечисленные параметры растут и повышается дисциплинированность и устойчивость к физическим и интеллектуальным нагрузкам.
- 5-6 лет. В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются все органы и системы. Возможен первый «скачок» физического развития, особенно скелетно-мышечной системы, как правило, у мальчиков, но бывает и у девочек. Это влечет за собой интенсивное развитие всех органов и систем.
- 6-7 лет. Более интенсивное развитие всех органов и систем, чем в предыдущие периоды.
Развивающие занятия для детей 2 лет — как заниматься
Картотека упражнений дыхательной гимнастики в детском саду
Первая и вторая младшие группы
Это дети до четырёх лет. Занятия для них проводятся быстро и исключительно в игровой форме. Вот некоторые упражнения:
- «Пузырики». Детки одновременно делают вдох через нос, затем надувают щёки (как пузыри) и затем выдыхают.
- «Насосы». Со вдохом следует делать приседание, а с выдохом — подъем.
- «Рубим дрова». Ручки нужно сначала поднять вверх на вдохе, а на выдохе — перед собой, словно рубят дрова.
- «Паровозик». Нужно поиграть в паровозик, делается коллективно. Дети бегают как вагончики, вращают руками и громко говорят «чух-чух».
- «Листопад». Листики из тонкой цветной бумаги кладут малышам на ладони и их следует сдувать, словно ветер с деревьев.
- «Снегопад». Сдувание с ладошек «снежинок» из ваты или мишуры.
- «Часы». Ребята имитируют руками стрелки часов и говорят «тик-так».
Средняя группа
Примеры некоторых упражнений:
- «Воздушный шар». Надувание живота на выдохе и втягивание на вдохе. Дети стараются это сделать максимально, представляя себя воздушным шаром.
- «Огнедышащий дракон». Вдох одной ноздрей, выдох — другой.
- «Трубочка». Губы складываются трубочкой, вытягиваются вперёд и через них — резко глубоко вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть носом.
- «Мыльные пузыри». Медленный вдох осуществляется с поднятием головы, а выдох — голова вниз.
- «Ёжик». Вращение головы в стороны, сопровождая это быстрым и громким дыханием.
- «Ушки». Дети сгибают шею сначала к одному плечу, касаясь ухом плеча, затем — к другому со вздохом. Поднятие головы вверх — на выдохе.
- дыхательная гимнастика из комплекса Стрельниковой для детей дошкольного возраста.
Старшая и подготовительная группы
Старшая и подготовительная — это дети до семилетнего возраста и здесь вариантов упражнений может быть бесконечно много.
Обратите внимание! Можно использовать упрощенный вариант полного комплекса Стрельниковой, в том числе использование такого приема: несколько вдохов, один за другим, с последующим длинным выдохом
Таким образом, вышеописанные упражнения и системы являются идеальной базой для здоровья и гармоничного развития детей. А также высокоэффективным и наиболее лёгким превентивным методом.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
vk.com ▪ instagram.com
Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/uprazhneniya-po-dyhatelnoj-gimnastike-dlya-detej-v-dou
Дыхательная гимнастика в детском саду, какая она?
Научно доказано, что поверхностное дыхание, которое происходит при отсутствии физических нагрузок, снижает насыщение организма кислородом. Замедляются обменные процессы, снижается иммунитет.
Поэтому дети часто болеют и уже в своем возрасте могут иметь хронические заболевания органов дыхания.
Дыхательная гимнастика в дошкольных учреждениях проводится с целью укрепления иммунитета и снижения риска развития респираторных заболеваний.
Цели и задачи дыхательной гимнастики в детском саду
Основную цель, которую преследуют воспитатели дошкольных учреждений – это укрепление иммунитета детей, что позволит сократить количество болеющих, а также снизит вероятность образования хронических патологий. Также дыхательная гимнастика позволят:
- Укрепить мышечную ткань носоглотки и гортани, что стимулирует усиление местного иммунитета.
- Научить детей правильно дышать, что предотвратит вдыхание холодного воздуха зимой при прогулках.
- Повысить количественное содержание кислорода в крови, что ускоряет обменные процессы в детском организме.
- Скорректировать дефекты речи, которые возникают при неправильном процессе вдоха и выдоха у детей.
- Устранить застойные процессы в органах дыхания, которые вызывают развитие осложнений при наличии респираторных заболеваний.
- Укрепить сердечно-сосудистую систему, что позволяет подготовить детский организм к дальнейшим физическим нагрузкам.
- Предотвратить развитие патологий опорно-двигательного аппарата, что возможно при наличии нарушений обменных процессов в детском организме.
- Улучшить нервно-психическое состояние ребенка. Упражнения помогают детям успокоиться, сконцентрироваться и максимально расслабиться.
Используются самые простые методики, которые подаются детям в игровой форме. Интересные и забавные игры, обладающие терапевтическим эффектом, позволяют снизить уровень респираторных заболеваний в осенне-зимний период.
Научно доказано, что дети, которые занимаются дыхательной гимнастикой, не только реже болеют, но и быстрее развиваются. Активное насыщение клеток головного мозга кислородом, благоприятно сказывается на работе всего организма.
Общие правила выполнения
Поскольку детям сложно понять все плюсы дыхательной гимнастики, для них важно, чтобы занятия приносили положительные эмоции. Поэтому, перед тем как приступить к занятиям, необходимо подготовить малышей. Для этого прибегают к таким советам и рекомендациям:
- Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо хорошо проветрить помещение. Воздух должен быть прохладным и свежим, но не холодным.
- Дети должны быть в хорошем настроении и расположенными к упражнениям. Перед выполнением основных упражнений их необходимо завлечь и заинтересовать с помощью стихов, подвижных игр, загадок.
- Когда внимание ребенка сконцентрировано на дыхательной гимнастике, можно приступать к обучению детей.
- Если ребенок болен, страдает насморком или кашлем, необходимо перед выполнением гимнастики освободить носовые ходы от слизи и нормализовать дыхание.
- Каждое упражнение должно длиться не более 2 минут. Первоначальная задача воспитателя заключается в обучении детей правильности выполнения упражнений.
- Когда ребенок болен, не в настроении, капризничает и не желает повторять за своими сверстниками, не нужно его заставлять. Возможно, в следующий раз он будет готов воспринимать информацию.
- Не стоит выполнять упражнения после приема пищи. Оптимальным временем для дыхательной гимнастики является 11 часов утра, непосредственно перед прогулкой и обедом.
Перед дыхательной гимнастикой в детском саду важно проветрить помещение
Воспитатель должен контролировать правильность выполнения всех упражнений. Если ребенок делает их неправильно, необходимо сконцентрировать внимание на каждом из них. Рекомендовано вводить по 1-2 новых упражнений в день. К разучиванию нового упражнения переходят только тогда, когда дети усвоили и правильно выполняют остальные упражнения.
Атрибуты для детской дыхательной гимнастики
Если дошкольники легче концентрируют внимание и частично осознают важность выполняемых упражнений, то дети младших групп часто не могут правильно делать упражнения, так как у них нет интереса. Для этого могут использоваться различные атрибуты:
- Флюгер (который также можно сделать вместе с ребенком) – используется для выполнения самых простых упражнений, когда ребенку нужно набрать побольше воздуха в легкие и дуть на флюгер. Можно устроить соревнования, у кого флюгер быстрее крутится.
- Коктейльная соломинка – помогает ребенку правильно ставить губы, а также напрягать мышцы при выдохе. Можно предложить ребенку надуть воображаемый или настоящий шарик.
- Листочек, вырезанный из бумаги и приклеенный к картонной ручке – помогает ребенку научиться контролировать силу выдоха.
Коктейльная соломинка – атрибут для детской дыхательной гимнастики
Можно придумать массу других атрибутов, включая любимые игрушки детей. Чем более интересными будут занятия, тем больше пользы они принесут здоровью. Дети захотят сами выполнять упражнения, что есть самой лучшей мотивацией в профилактике респираторных заболеваний.
Картотека дыхательных упражнений для дошкольников
Основная задача воспитателя – это объяснение правильности выполнения упражнений. Чем быстрее дети научатся правильно дышать, тем быстрее наступит желаемый результат.
Младшие группы
Все упражнения для детей ясельной группы просты в выполнении, но очень эффективны при правильном и систематичном выполнении. Их рекомендовано выполнять по 1-2 минуте. Суммарное время дыхательной гимнастики не должно превышать 10 минут. Самыми простыми и эффективными упражнениями являются:
- Насос – дети поднимают руки вверх, делая плавный вдох через нос, затем приседают, опуская руки вниз и делая выдох. Упражнение повторяют 3-4 раза.
- Пузыри – дети медленно вдыхают воздух через нос и надувают щечки как пузыри. Ручками их лопают, делая выдох через рот. Упражнение выполняют 8-10 раз. Оно является базовым и помогает детям правильно научиться дышать.
- Лесоруб – руки сомкнуты в замок, ноги на ширине плеч, после чего дети на вдохе поднимают руки вверх, заводя их за затылок, имитируя замах лесоруба топором при рубке дров. На выдохе руки быстро перемещают вниз, слегка приседая. Упражнение повторяют 3-4 раза.
- Паровозик – дети становятся друг за другом, руками имитируют движение колес поезда. На каждое перемещение рук и ног делаются частые вдохи и выдохи, приговаривая: «Чух-чух, паровоз, чух-чух». Это упражнение учит детей попеременному дыханию и быстрому вдоху-выдоху.
- Трубач – руки поднести ко рту, представив, что держишь музыкальный инструмент. Медленно сделать вдох через нос и максимально быстро выдохнуть через рот, сомкнув губы в трубочку. Упражнение стимулирует мышцы носоглотки и гортани, а также позволяет избежать образованию застойных процессов.
- Бросок мяча – детей подводят к стене и раздают в руки мячи. Делается глубокий вдох медленно и плавно через нос, после чего мяч с максимальной силой бросают в стену, делая резкий выдох.
Важно, чтобы дети выполняли упражнения с удовольствием и не испытывали при этом дискомфорт. Все упражнения повторяются на усмотрение воспитателя, с учетом подготовки детей.
Средняя группа
Для более старших детей используют более сложные упражнения, стимулирующие работу дыхательной системы. Самыми эффективными из них являются:
- Воздушный шар – детей укладывают на ровный пол, руки располагают вдоль туловища. Через нос делают глубокий вдох, плавно наполняя брюшную полость. Дети должны обратить внимание на то, как увеличивается их живот на вдохе и уменьшается на выдохе. Такое упражнение стимулирует не только органы дыхания, но и пищеварительную систему, улучшается аппетит, стабилизируется стул.
- Пьем воду через трубочку – руки ставят перед собой, имитируя держание стакана с водой и трубочкой, через которую нужно пить. Максимально глубоко делается выдох через нос, после чего резко втягивается воздух через рот и сомкнутые в пучок губы. Ребенок представляет, будто на вдохе пьет воду или сок.
- Слоник – детям предлагают попеременно закрывать одну ноздрю, а через вторую делать вдох.
- Ежик – руки укладывают за спину, сжимают в замок. Попеременно поворачивают голову и часто вдыхают и выдыхают воздух исключительно через нос.
- Пожарный шланг – руки сомкнуты в замок сзади на пояснице. Медленно делается наклон туловища вперед и плавный глубокий вдох через рот. Далее ребенок поднимает туловище вверх и голову запрокидывает назад, быстро выдыхая через нос.
Упражнения выполняют по 2-3 раза в произвольном порядке. Если ребенок жалуется на головокружение, значит, интенсивность нагрузки следует сократить до менее глубокого вдоха. Продолжительность гимнастики не должна превышать 15 минут. Если дети устали, между упражнениями делают произвольный отдых в виде прыжков, танцев или лежания на полу.
Старшая и подготовительная группа
Более старшие дети готовы к физическим нагрузкам и могут выполнять гимнастику по 15-20 минут в день. Для них упражнения подбирают с учетом индивидуальных особенностей. Обязательно проводится разминка, для которой используются простые упражнения из гимнастики детей ясельной и младшей групп. После разминки (3-5 минут) переходят к основным упражнениям:
- Достать пол – исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Делается медленный выдох через рот. На вдохе руки поднимают вверх, кончиками пальцев нужно тянуться в потолок (можно встать на носочки). В верхней точке задержать положение на 2-3 секунды, после чего медленно сделать выдох через рот и наклониться вниз, доставая ладонями до пола. Ноги при этом не должны сгибаться. Упражнение выполняют 2-3 раза, плавно и медленно. В мышцах не должна возникать боль и дискомфорт.
- Прыжки вперед с задействованием рук – дети выстраиваются в шеренгу, после чего медленно делают вдох через нос, руки заводят назад, отталкиваясь, прыгают вперед, делая выдох. Упражнение выполняется 10-15 раз. Можно провести его в виде эстафеты. Первый кто допрыгает дистанцию получает приз. Задействование грудных мышц и мышц ног приводит к более полному и быстрому обогащению кислородом всех тканей и органов. Обменные процессы протекают быстрее.
- Заблудился в лесу – руки складывают возле рта в виде рупора. Делают медленный вдох через нос и выдох через рот, произнося звук «ау». Упражнение выполняют 10-15 раз. Его можно проводить в виде игры, когда детей делят на 2 группы. Одна группа остается в игровой комнате, а вторая уходит в соседнюю комнату. Так детям более интересно выполнять дыхательное упражнение, соревнуясь с соперниками.
- Задуй свечу – исходное положение стоя, ноги слегка разведены. Двумя руками перед собой дети удерживают воображаемую свечку (можно взять карандаш). Через нос делается глубокий вдох и с максимальной силой воздух выдыхают через сложенные в трубочку губы. Упражнение стимулирует дыхательную систему, а также помогает наладить аппетит. Его выполняют в качестве завершения дыхательной гимнастики.
- Качалка – дети ложатся на живот, слегка приподнимают ноги и захватывают их руками за голени. В таком положении делается медленный вдох и выдох через нос, пытаясь раскачать тело вперед и назад, имитируя качалку. Упражнение следует выполнять крайне осторожно.
Упражнение “Достать пол” для старшей и подготовительной группы
После всех упражнений детям необходимо дать несколько минут на отдых. Первые занятия будут достаточно сложными для малышей, поэтому количество упражнений сводят к минимуму. После того, как организм привыкнет к нагрузкам, можно вводить в программу новые интересные упражнения.
В теплое время года гимнастика может выполняться на открытом воздухе. Это усилит положительный эффект от дыхательных упражнений, а также поможет детям с пользой проводить время на улице. Залог правильности выполнения упражнений – это игровой подход и вызов интереса у детей воспитателями. Принуждение не позволит достичь желаемых результатов, а также может навредить психике ребенка.
Источник: https://zdorovie-legkie.ru/dyhatelnaya-gimnastika-v-detskom-sadu-01/
Дыхательная гимнастика для детей: значение, методики, примеры упражнений
Педиатры настоятельно рекомендуют применять дыхательную гимнастику для детей, особенно если ребенок часто болеет. Действенность ее неоднократно доказана на практике, главное условие — регулярность и соблюдение выбранной методики.
Упражнения на дыхание разрабатывают легкие, оптимизируют их объем, восполняют содержание кислорода либо, напротив, регулируют его баланс с углекислым газом.
Дыхательная гимнастика применяется для профилактики и лечения многих заболеваний дыхательной системы, аллергии, устранения симптомов других системных недугов, а также при реабилитации после болезней. Конкретный перечень показаний зависит от выбранной методики.
Что такое дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика — это комплекс особых упражнений, задействующих как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат.
Дыхание состоит из двух этапов: вдох и выдох. Если дышать неправильно, то в легких будет оставаться некоторое количество использованного воздуха. Он затрудняет поступление кислорода в легкие и в кровь.
Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела.
Детям дошкольного возраста следует выполнять гимнастику в игровой форме вместе с родителями или в группе.
Совет Если ребенок дышит неправильно, это легко определить по узкой грудной клетке, открытому рту, сутулости и нервозности в движениях.
Цели и польза дыхательной гимнастики
Значение дыхательной гимнастики для детей — это ее многосторонняя помощь в лечении и профилактике болезней. Она не только бодрит и оздоравливает организм в целом, но и способствует лучшему усвоению медикаментов и народных лечебных средств.
У маленьких детей легкие недостаточно развиты, отсюда и частые заболевания, даже если в целом ребенок активен и правильно питается.
Работа с дыханием необходима при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания: бронхите, астме, ларингите, тонзиллите, рините и т.д.
Если родители не поспособствуют развитию дыхательной системы, то это может привести к более серьезным проблемам.
Целесообразно добавить дыхательную гимнастику для развития речи ребенка. Некоторые комплексы успешно решают проблему заикания, хотя это заболевание трудно поддается лечению. Помимо этого, дыхательная гимнастика решает проблемы опорно-двигательного аппарата, заболевания выделительной системы, желудочно-кишечного тракта.
Польза дыхательных упражнений:
- Они укрепляют мышцы брюшной полости, носоглотки и верхних дыхательных путей.
- Способствуют выравниванию осанки.
- Насыщают кровь кислородом и усиливают ее приток к головному мозгу. Отсюда — бодрость и хорошая концентрация внимания.
- Это надежная профилактическая мера многих заболеваний, особенно дыхательной системы.
- Улучшается работа мозга, сердца, нервной системы.
- Прекращаются головные боли.
- Стимулируется деятельность желудка и кишечника.
Источник: https://Razvivashka.online/fizicheskoe/dyhatelnaya-gimnastika-dlya-detey
Дыхательная гимнастика вместе с Жужжей | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
- Оганезова Юлия Георгиевна
- Организация: МАДОУ д/с комбинированного вида «Детство»
- Населенный пункт: город Котельники
- Цели:
- — укреплять физиологическое дыхание у детей, формировать дыхательный аппарат
- Задачи:
- Образовательные задачи:
- — формировать доступные знания об основах здорового образа жизни;
- — формировать у детей умение играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других;
- — формировать навыки действовать по сигналу;
- — способствовать овладению детьми игровой деятельностью, соблюдая правила игры.
- Развивающие задачи:
- — использовать различное физкультурное оборудование;
- — развивать культуру речевого общения друг с другом и воспитателем;
- — совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.
- — развивать у детей интерес к физическим упражнениям с использованием разных предметов;
- Воспитательные задачи:
- — приобщать дошкольников к физической культуре;
- — побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях;
- — воспитывать доброжелательность, умение радоваться своим успехам и достижениям товарищей.
- Оздоровительные задачи:
- — нормализовать психоэмоционального состояния ребенка;
- — укреплять мышечную ткань носоглотки и гортани, что стимулирует усиление местного иммунитета;
- — скорректировать дефекты речи, которые возникают при неправильном процессе вдоха и выдоха у детей;
- — учить детей прислушиваться к своему дыханию, расслаблять и восстанавливать свой организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.
- Форма проведения мероприятия:
- -групповая, командная.
- Место проведения мероприятия:
- Помещение группы №5.
- Материалы и оборудование:
- — султанчики (изготовленные);
- — стаканчики с водой;
- — трубочки;
- — язычки;
- — воздушные шарики;
- — бабочки (изготовленные);
- — колпачки на веревочке (изготовленные);
- — вертушка
- — костюм клоуна.
- Предварительная работа:
- — проведение беседы с детьми на тему: «Дыхание и дыхательная гимнастика»;
- — составление сценария игры и его музыкального сопровождения;
- — проведение подобных упражнений с детьми на занятиях физической культуры и в группе;
- — подготовка атрибутов для игры;
- — обеспечение травмо-безопасности места проведения праздника.
- Ход занятия.
- Входит в группу и дует в трубу клоунесса Жужжа.
Жужжа: Ох. Запыхалась. Здравствуйте ребята…
Дети: Здравствуйте!
Жужжа: Так к вам торопилась, что до сих пор не могу отдышаться. Поможете мне восстановить дыхание?
Дети: Да.
Жужжа: Повторяйте за мной. Вдох носом-поднимаем руки вверх, выдох ртом-опускаем руки. Вот моё дыхание восстановилось. Спасибо, вам за помощь. Сегодня мы с вами поиграем в разные игры и своим дыханием будем оживлять предметы.
Дети: Ура!
Жужжа: Посмотрите какие у меня есть язычки. Давайте на счет «три» раскроем их. Раз, два, три…Ух, какие вы молодцы! А давайте ещё раз?!
Воспитатель собирает язычки.
Жужжа: Внимание! Теперь вы разделитесь на две команды. Команда мальчиков и команда девочек. Без помощи рук, только своим дыханием, вы как можно дольше удерживаете шарики в воздухе.
Воспитатель помогает подкинуть шарик, одной из команд, Жужжа другой команде.
Жужжа: Какие вы молодцы! Посмотрите, у вас на столах стоят стаканчики с водой. Мы сейчас с помощью трубочек, приведем воду в движение.
Дети берут в руки трубочки, опускают в стаканчики с водой и начинают дуть.
Жужжа: Ребята, мне кажется, как будто кипит огромный самовар!!!
Минутка разминки и дыхательной гимнастики.
Жужжа: Мы размялись, восстановили дыхание. Поиграем!!! Оживим дыханием бабочку. Первыми участвует команда девочек, а мальчики поддерживают.
Девочки дуют на бабочку.
Жужжа: Теперь команда мальчиков. Девочки поддерживают.
Мальчики дуют на бабочку.
Жужжа: А теперь, командиры команд, будут первыми участвовать в следующей игре с колпачками. На счет «три», начинаете дуть. Раз, два, три!
- Дети дуют на колпачки, у кого быстрее колпачок доедет по нитке до центра.
- Жужжа: Какие вы молодцы! Теперь следующие…
- Соревнуются по одному человеку из каждой команды.
- Жужжа: Ребята, напомните мне, как восстановить дыхание?
- Дети: Вот так…
- Показывают.
Жужжа: Дыхание восстановили, теперь устроим небольшой дождик. Но дождик не обычный. Он будет падать с низу в верх. Дуем все вместе на счет три. Раз, два, три!
Детям раздали султанчики, и они сильно и долго на них дуют.
Жужжа: Ребята, какие вы молодцы! Очень важно следить за своим дыханием. Я хочу вам подарить подарок – Вертушку! Давайте проверим, работает ли она… Работает!!! Вы прикрепите ее на своем участке и будете следить за силой ветра. А теперь мне пора уходить, дудеть в других группах. До свидания!!!
- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
- детский сад комбинированного вида «Детство»
- городского округа Котельники Московской области
- Проект «Дыхательная гимнастика как основной вид здоровье сберегающих технологий для детей дошкольного возраста»
- Составили и провели:
Воспитатели — Оганезова Ю. Г.
- г. Котельники
- 2019 год
- Актуальность
В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей.
Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня.
Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Поэтому большое внимание следует уделять дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – залог хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке правильного дыхания. Во второй половине XX в.
роль дыхательной гимнастики в оздоровлении человека приобрела особую значимость. В это время было разработано множество методик, нашедших широкое применение, как в традиционной, так и в нетрадиционной медицине.
Наиболее известной и широко используемой стала дыхательная методика А. Н. Стрельниковой.
Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим.
Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (спортивного, речевого и т. д.).
Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка.
При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Данный проект поможет родителям задуматься о проблеме «правильного» дыхания. Актуален он так же для работников образовательных учреждений, так как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем самым снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ.
- Цель проекта:
- -воспитание физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к правильному дыханию и потребности к здоровому образу жизни.
- К числу основных задач, в ходе реализации проекта относятся:
• развитие осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям А. Н. Стрельниковой, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;
- • поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;
- • овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;
- • создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности.
- Продолжительность проекта: 3 месяца (февраль-апрель)
- Технологичность: данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении.
- Вид проекта: познавательно-оздоровительная.
- Принципы проекта:
- – принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
- – принцип социальной безопасности (дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания — это показатель, как коррекции речи, так и снижения заболеваемости);
- – принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровье сберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка);
- – принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения);
- – принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);
- – принцип цикличности и систематичности;
- – принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей.
- Образовательная область: физическое развитие.
- Области интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно-эстетическое.
- Участники проекта:
- дети среднего дошкольного возраста;
- воспитатели;
- родители воспитанников.
- Формы работы с детьми:
- • беседы
- • объяснение
- • показ
- • образовательная деятельность
- • самостоятельная деятельность детей
- • совместная деятельность с взрослыми
- • дидактические игры
- • дыхательные упражнения
- • развлечения, досуги
- Формы работы с родителями:
- • анкетирование
- • беседы
- • показ
- • объяснение
- • презентация дидактического материала, детской деятельности
- • мастер-класс (изготовление нетрадиционного оборудования)
- • развлечения, досуги, спортивные праздники
- • фотовыставки
- Этапы осуществления проекта:
- Организационно-подготовительный (1 месяц)
- – Анкетирование родителей «О здоровье»;
- – Составление плана работы;
- – Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта по укреплению здоровья детей;
- – Изучение методической литературы;
- – Подбор познавательных статей;
- – Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей;
- – Создание картотеки дыхательных упражнений.
- – Разработка конспектов досугов и развлечений.
- Основной (1 месяц)
- – Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье;
– Рассуждение с детьми «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается здоровый человек от больного?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»;
- – Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики;
- – Проведение индивидуальной консультаций для родителей «Умеем ли мы правильно дышать», «Правильное дыхание – основная составляющая развития речи дошкольника»;
- – Мастер-класс для родителей по изготовлению пособий для формирования «правильного» дыхания;
- – Проведение семинара-практикума для педагогов и родителей по теме «Использование дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой»;
– Организация совместной творческой деятельности детей с родителями. Практическое занятие «Учусь дышать вместе с мамой» с использованием предметов окружающего мира.
- Заключительный (1 месяц)
- – Выставка пособий;
Источник: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/15767