Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

300 миллионов человек на планете на сегодняшний день страдают бронхиальной астмой, и это число склонно расти, увеличиваться. В отличие от многих других заболеваний, которые имеют внятные физиологические причины, доля необъяснимых, с точки зрения медицины, случаев бронхиальнной астмы очень велика. Фактически болезнь есть, бронхи сужены, дыхание затруднено, приступы имеются, а понять, почему это произошло, не получается.

В этой статье мы расскажем, какие психосоматические причины могут привести к патологии, как ее лечить с позиции психосоматики и как предотвратить патологию.

Бронхиальная астма представляет собой серьезное заболевание органов дыхательной системы. Оно не относится к инфекционным, то есть не вызывается бактериями или вирусами, оно считается хроническим и демонстрирует все признаки воспалительного недуга.

Встречается и у взрослых, и у детей, но в последнее время именно рост детской астмы заставляет человечество пересмотреть подход к болезни. Теперь это — не просто медицинский диагноз, а настоящая социальная проблема, и как ей противостоять — вопрос очень важный.

На уровне физиологии происходит следующее: хронический воспалительный процесс в бронхах приводит к сужению их просвета. При воздействии аллергенов или при сильном волнении происходит спазм и ограничивается скорость поступления воздуха, развивается удушье. Такие приступы могут быть не только в остром периоде, но и в стадии ремиссии заболевания.

Лечение в основном симптоматическое. В качестве факторов, вызывающих развитие недуга, преимущественно называются аллергены — пыль, пыльца, частицы чешуек кожи животных, парфюмерные и химические испарения.

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

С пыльцой и домашней пылью, кошками и собаками ежедневно контактирует огромное количество людей, однако не у всех развивается астма.

Так в чем же истинный механизм развития заболевания? Психосоматическая медицина, которая рассматривает человека как единое целое души и тела, утверждает, что легкие в организме человека отвечают за принятие новых идей, духовности, за принятие внешнего мира. То, как это происходит, и отражается на состоянии здоровья органов дыхания.

Дыхание делает возможным процесс газообмена, без него существование человека невозможно. Но обмен осуществляется не только на уровне «кислород-углекислый газ», но и на уровне тонкого взаимодействия с миром — принятие нового, отдача своих чувств и идей. На вдохе человек принимает новые идеи извне, на выдохе — отдает миру часть себя.

Отсюда следует, что нарушение контакта с внешним миром, нежелание контактировать, закрытость для нового, неумение или нежелание выводить свои эмоции наружу и становятся истинной причиной развития проблем с органами дыхания.

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Луиза Хей в своих исследованиях отмечает, что астма — болезнь людей зажатых, которые накопили немало негативных эмоций, таких, как гнев, обида, злоба.

Доктор Валерий Синельников обращает внимание, что астма берет свое начало в детстве, когда невыплаканные ребенком слезы и обиды, запреты плакать приводят к сужению бронхов.

Эти эмоции впоследствии «душат» человека на вполне физическом уровне.

Более детальное исследование провел в этом вопросе профессиональный дипломированный биолог, специалист по психофизиологии человека Владимир Тараненко.

Психоанализ заболеваний органов дыхания в его исполнении показал, что причина астмы — прекращение нормальной работы легких, при таком состоянии легкие и бронхи перестают быть активными.

Особенно это заметно на примере взрослых, которые достигают определенных профессиональных и карьерных высот, «раздуваются» от собственной значимости. Чем более важным чувствует себя человек, тем больше он раздувает грудную клетку.

Вместе со снобизмом и гордыней такие люби приобретают обычно бронхиальную астму. Наглядный пример из истории — Мао Цзэдун, у которого часто воспалялись легкие и который страдал приступами удушья.

Взрослый возносится над простыми смертными и тем самым запирает сам себя в ловушке — внешний мир больше не для него, он опасен и непонятен, в нем находиться больше нет необходимости и желания. Нарушается цикл «вдохов» и «выдохов».

Взрослые, отличающиеся прагматичностью и умением принимать решения (например, предприниматели), очень редко болеют астмой, поскольку они вынуждены находиться в постоянном контакте с миром (партнеры, переговоры, везение, удача, тендеры). Зато эта болезнь — настоящий бич именитых профессоров, лауреатов различных научных премий, чиновников.

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Конфликт между собственными ожиданиями от мира и реальной картины мира свойственен всем астматикам. Обратите внимание, расцвет чахотки, туберкулеза, астмы приходится на революционные периоды развития стран.

Это означает, что новаторы-революционеры и им сочувствующие и не сочувствующие — люди, имеющие внутренний конфликт с окружающим миром в первую очередь, и только потом с воспалительными процессами в бронхах (исторический пример — Че Гевара).

Как только человек отрывается в своем развитии от окружающего мира, считает себя «избранным», «иным», а мир вокруг видит несовершенным, ущербным и враждебным, у него начинается кашель (понаблюдайте сами!).

Часто такое заметно у взрослых, которые внезапно уверовали во что-то, начали ходить на йогу или в храм и очень хотят приобщить к этому окружающих. У них очень скоро развивается кашель как знак несогласия с миром.

Причины ищут где угодно, но не там, где они есть.

Итак, у взрослых астма развивается и прогрессирует, если они живут в вымышленном мире, отдаляются от мира, ограждаются от него, хотят навязать ему свое мнение и не слышат мнения окружающих, а также боятся или презирают мир вокруг.

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Бронхиальная астма у детей может иметь несколько причин, и каждая из них достойна внимания, поскольку может стать тем самым «ключиком», который поможет добиться стойкой ремиссии и вылечить ребенка.

В определенном возрасте дети живут фантазиями. Они представляют себе мир иным, волшебным и красочным, и это очень важный этап становления детской психики.

Если на этой стадии маме или папе не трудно отбросить свои прожитые годы и вместе с ребенком прожить день в мире фей и эльфов, подыграть чаду, то астма ребенку точно не грозит – «вдох» и «выдох» у него не нарушаются. Его мир полностью гармоничен.

Но есть родители, которые очень любят «обламывать» малышу крылья – «такого не бывает», «прекрати придумывать», «зачем ты врешь?», «ты уже большой».

Осаживая мечтателя и фантазера на грешную землю они не сильно заботятся о том, чтобы посадка была мягкой.

Обычно ребенок болезненно плюхается на землю и разочаровывается в реальном мире (он же не такой красивый!), затаивает обиду, закрывается от родителей, а заодно и от остальных взрослых. Это переходит постепенно в закрытие от мира.

Механизм, по сути, повторяется и во взрослом возрасте: нарушается обмен с миром, внутренний ребенок не хочет вдыхать то, что там есть, и выдыхать то, что есть у него — такое волшебное и прекрасное, то, что никто не оценит. Начинаются регулярные бронхиты, а от них и до астмы — рукой подать.

Еще одна причина детской астмы часто кроется в материальном состоянии мамы и папы. Бедные дети реже болеют астмой, чем дети из состоятельных семей, которые очень быстро понимают, что им позволено и доступно куда больше одноклассников, а потому начинают ставить себя выше других. Этот отрыв от мира также чреват легочными недугами.

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Причиной бронхиальной астмы у грудных детей, естественно, не могут быть ни ощущение собственной значимости, ни фантазии. У малышей и детей, которые еще не умеют говорить, корень проблемы кроется в гиперопеке со стороны мамы, бабушки, других родственников. Вспомните выражение о том, что забота «тоже может задушить».

Чем больше мать беспокоится о здоровье младенца, тем явственнее он чувствует на интуитивном уровне собственную значимость в системе этого мира, пока ограничивающегося стенами детской комнаты.

Часто исследователи указывают на то, что с астмой у ребенка может быть связана обида. Нужно понимать, что эта обида обычно носит вполне конкретный характер — родители не оценили значимости, уникальности личности чада в какой-то момент, тогда как раньше его безусловно ставили на пьедестал и молились на него всем семейством.

Чтобы не допустить этого, нужно с первых дней присутствия младенца в доме четко расставить приоритеты. Самый младший член семьи никак не может быть ее правителем, богом и царем. Так не бывает, это — противоестественно.

Ведь однажды, когда родители отнесутся к «божеству» как к обычному человеку, а такой момент обязательно наступит рано или поздно, появится та самая «черная» обида и неудержимый кашель до удушья.

Еще одна ошибка, которую допускают родители — запрет на выражение эмоций. «Не плачь, это неприлично», «не кричи, могут услышать», «не бегай, ты уже большой».

Чем больше таких «не» впитает малыш в том возрасте, когда ему, наоборот, нужно научиться выражать радость и обиду, горечь и надежду, тем больше вероятности, что астма у него будет носить именно психосоматический характер.

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Психосматический подход нисколько не отменяет необходимости традиционного лечения.

Если доктор назначил ингаляции или медикаменты, следовать его рекомендациям нужно неукоснительно.

В то же время будет нелишним разобраться в истинных причинах, ведь, как бы это ни было сложно признать, одна из вышеперечисленных обязательно обнаружится.

Психология болезни такова, что она так и будет оставаться хронической от приступа до ремиссии и от ремиссии до приступа до тех пор, пока не изобретут чудо-лекарство (которого пока нет) или до тех пор, пока человек сам не предпримет что-то по изменению проблемной психологической установки, которая и вызвала бронхиальную астму.

Самостоятельно составить описание и представить масштаб проблемы может быть очень затруднительно, тут на помощь могут прийти психологи, психотерапевты. Их работа заключается в том, чтобы вернуть зазнавшегося на землю, помочь замкнутому выразить и проговорить то, что он никак не мог озвучить.

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Есть методики, основанные на гипнотерапии, релаксационные методики, которые помогут преодолеть неприязнь к окружающему миру и людям, которые его населяют.

В отношении детей поработать придется родителям, причем над собой и своими воспитательными методами. Им нужно просто научиться воспитывать ребенка не тотальными запретами и ограничениями, а вовлечением в общие дела, не преуменьшать, но и не преувеличивать значимость маленькой детской личности.

Чтобы не допустить астмы у детей, родители должны смерить свой пыл и не возводить чадо в культ, не рассказывать ему о том, как ужасен и несправедлив мир вокруг, и не показывать таких установок на собственном примере. Только в этом случае человек будет понимать свое реальное место в мире и гармонично с ним контактировать, как с источником нового, интересного и безопасного. «Вдохи» и «выдохи» станут легкими.

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Источник: https://o-krohe.ru/psihosomatika/bronhialnaya-astma/

Психосоматика астмы у взрослых и детей: психологические причины по Луизе Хей, психотерапия

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Опасным недугом хронического типа является астма. Болезнь связана с появлением бронхиальных спазмов и возникновением отеков слизистых оболочек, следствием чего становятся кратковременные приступы удушья.

Читайте также:  Аспергиллез легких: симптомы, диагностика, методы лечения, профилактика

Встречается она у пациентов разного пола и возраста, однако женщины болеют в два раза чаще мужчин.

Причин возникновения болезни может быть несколько – она генетически обусловлена или является результатом воздействия факторов внешней среды.

Не теряют популярности теории, согласно которым недуг имеет психосоматическую природу. По мнению Луизы Хей, астма является результатом жесткого подавления своих чувств, затруднений в реализации жизненных целей.

Традиционный взгляд на причины развития астмы

  • Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых
  • Специалисты спорят об этиологии недуга, однако отмечают, что причина может быть как в наследственности, так и в воздействии раздражителей внешнего характера.
  • Причем данные факторы не исключают друг и друга и могут действовать одновременно. Ключевыми причинами развития астмы являются:
  • генетическая предрасположенность;
  • действие факторов аллергического происхождения;
  • избыточный вес ;
  • сбои в обменных процессах.

Среди множества аллергенов, которые могут спровоцировать приступы астмы, выделяются такие:

  • перхоть и шерсть домашних любимцев;
  • частички пыли;
  • бытовая химия, используемая для уборки помещений или стирки белья;
  • продукты, в составе которых присутствуют сульфиты и их производные;
  • плесень, грибки в доме;
  • сигаретный дым ;
  • лекарственные средства или вещества, которые входят в их состав;
  • инфекционные или вирусные болезни.

Нередко заболевание является следствием:

  • воспалительных процессов, протекающих в бронхах;
  • инфекционных заболеваний в острой форме;
  • частого и длительного приема аспирина, а также содержащих его медикаментозных препаратов;
  • ослабления иммунитета.

Признаки и основная классификация

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Признаки астмы достаточно ярко выражены. На первом этапе развития недуга наблюдаются проявления в виде:

  1. Сухого или мокрого кашля.
  2. Затруднений дыхания – одышки;
  3. Втягивания межреберных промежутков при вдохе.
  4. Поверхностного дыхания.
  5. Ухудшения состояния после физической нагрузки.
  6. Изнуряющего сухого кашля, который возникает беспричинно.

Заболевание со временем прогрессирует, приступы могут учащаться. При этом появляются такие симптомы:

  • болевые ощущения в груди;
  • дыхание становится сильно учащенным;
  • пациент начинает обильно потеть;
  • на шее вздуваются вены;
  • АД становится нестабильным;
  • пациент ощущает сдавливание в груди, начинает хрипеть;
  • общее самочувствие ухудшается, появляются вялость и сонливость, сознание может путаться;
  • в некоторых случаях наблюдается остановка дыхания на короткий срок.

Специалисты делят астму на два основных вида – бронхиальную инфекционного или неинфекционного происхождения и сердечную. Они различаются в зависимости от этиологии и симптоматических проявлений.

Наиболее часто встречается бронхиальный вид астмы, которая подразделяется на:

  • астму физического усилия;
  • кашлевую;
  • профессиональную;
  • ночную;
  • аспириновую.

Психосоматическая теория Луизы Хей

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Психолог Луиза Хей считает, что астматик склонен подавлять собственные ощущения и чувства. Заболевание зарождается в связи с тем, что у потенциального больного нет способности и желания отпускать любовь.

Он стремится посвятить себя и собственную жизнь другим, подавляя свою потребность жить для себя. Человек также теряет способность выражать свои эмоции, например, он не плачет.

Психосоматические причины множества недугов подробно рассмотрены в медицинской литературе. Не является исключением и бронхиальная астма. Психосоматика удушья и эмоциональное состояние астматика взаимосвязаны между собой.

Это находит выражение в некоторых симптомах – больные жалуются на проблемы со сном, частую и продолжительную апатию либо чрезмерную возбудимость.

Страдающие астмой теряют способность к концентрации внимания. Психосоматические особенности астмы позволяют говорить о типичности основных черт больного:

  1. Любовь к одиночеству и потребность в самореализации. По мере прогрессирования недуга стремление к отшельничеству возрастает.
  2. Постоянные капризы и чрезмерно высокие требования к другим людям. Педантичность пациента раздражает окружающих. Уверенность в том, что среда должна соответствовать его предпочтениям и требованиям приводит к тому, что в случае несовпадения желаний и реальности человек уходит в себя и начинает переживать из-за своей проблемы.
  3. Нежелание брать ответственность на себя, в связи с чем решения принимаются очень долго. Но при этом астматик склонен придерживаться своей точки зрения. Правда, часто он для вида может согласиться с чужим мнением.
  4. Стрессовые ситуации губительны для больного астмой. Он не может справиться с психоэмоциональной нагрузкой. Напряжение постоянно накапливается, что приводит к удушью.
  5. Характерной чертой является чрезмерная обидчивость, которая граничит с нервозностью. Такие люди разговаривают бегло, но невнятно. В спорах склонны выражать отрицательные эмоции.

Детская астма провоцируется боязнью жизни и нежеланием находиться в конкретном месте именно сейчас. Нелюбовь родителей или чрезмерное проявление их любви становится причиной недуга с первых лет жизни.

Факторы болезней по Луизе Хей

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Луиза Хей рассматривает физические и психоэмоциональные особенности человека как факторы, связанные с конкретными недугами:

  • грустные внешне люди отличаются невеселыми мыслями, что сопряжено с ментальными причинами недугов;
  • проблемы с нервной системой человека свидетельствуют о сложности его жизни;
  • волосы являются нашим защитным поясом, а психоэмоциональные нагрузки приводят к отмиранию волосяных луковиц ;
  • ушные боли свидетельствую о болезненной реакции на поступающие сведения;
  • глухота говорит о длительном нежелании воспринимать информацию;
  • проблемы со зрением отражают нежелание человека видеть то, что происходит с человеком, его жизнью и окружающим миром;
  • головные боли – результат ощущения неполноценности;
  • боли в легких появляются из-за нежелания или неспособности жить полной жизнью;
  • дискомфорт в спине отражает невозможность найти опору в других людях;
  • проблема с желудком обусловлена страхами перед всем новым;
  • язва вызывается ощущением неполноценности и т.д.

Луиза Хей считает, что больные астмой имеют психологическую установку о недопустимости самостоятельного дыхания. Пациенты младшего возраста отличаются очень развитой совестью, а поэтому склонны брать вину и ответственность за все события только на себя.

В некотором смысле для них будет выходом смена места жительства. Причем эффективным будет отсутствие остальных членов семьи в новом доме, что приводит к выздоровлению. Благоприятное влияние имеют смена школы, изменение образа жизни.

Другие теории о причинах заболевания

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

При поиске методов лечения астмы можно руководствоваться и другими теориями. По мнению В. Жикаренцева, недуг проявляется из-за подавления любви, поскольку многие люди склонны не давать волю своим ощущениям и чувствам.

При этом они запрещают себе жить, как им нравится.

Именно у астматиков часты ситуации, когда они психологически создают преграды для выплескивания эмоций. Поэтому избавиться от недуга можно, если начать свободную жизнь и взять всю ответственность за нее на себя.

Лиз Бурбо при исследовании причин астмы выделяет три типа блокировки:

  1. Физическая, когда дыхание становится затрудненным, – вдох быстрый, а вот выдох натужный. В груди слышится свист. После окончания приступа дыхание восстанавливается.
  2. Эмоциональная блокировка – возникают сложности с выдохом, поскольку у человека завышенные требования. Это сигнал, что от других берется очень много, но ничего не отдается. Больные часто убеждены в своей всесильности, явно переоценивая свои силы, например в любви. Болезненный свист – это сигнал о нерациональном желании астматика, чтобы все соответствовало его требованиям и критериям. Болезнь выступает подтверждением , что вера в силу завышена.
  3. В рамках ментальной блокировки приступ рассматривается в качестве символа подсознательного удушения организма. Это повод, чтобы отказаться от манипулирования другими людьми, стремления получить власть над ними и нежелания вспоминать о своих слабых местах.

Теории Синельникова, Лазарева, Виилма

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

В. Синельников говорит о неспособности астматиков проявлять эмоции – они не желают высвободить слезы. Поэтому астма выступает формой проявления рыдания в подавленной форме. При этом отмечается роль сильной связи ребенка с матерью.

С этой точки зрения проявление астмы играет роль самовыражения. Болезнь связана с подавлением эмоций, а приступ удушья является психологической попыткой обратиться за помощью.

У астматиков есть убежденность в отсутствии права пользоваться благами и получать удовольствие от жизни.

Кармические причины недуга изложены в работах Н. Лазарева. Он считает причиной болезней недостаток или полное отсутствие любви как одного из компонентов души.

Заменяя любовь к Богу любовью к деньгам, материальным благам, славе, власти, удовольствиям, человек становится на совершенно другой путь, который сопряжен с болезнями и неприятностями. Эти явления являются сигналами об ошибках.

А вот эксперт Лууле Виилма говорит о подавленном страхе как причине астмы. Человек боится негатива по отношению к себе, не склонен проявлять смелость, чтобы жить, стесняется проявлений чувств. Дети подавляют любовь, боятся жизни.

Как избавиться от астмы

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Заболевание полностью излечить не получится. Об этом говорит официальная медицина. Важно стремиться максимально продлить ремиссию, а также снизить частоту и интенсивность проявлений приступа удушья.

Для этого требуется соблюдать правильный образ жизни и придерживаться рекомендаций специалистов. Необходимо выявить психологическую причину астмы и устранить ее.

При медикаментозной терапии бронхиальной астмы применяются две группы лекарств:

  • противовоспалительные препараты для уменьшения частоты приступов;
  • бронходилататоры, которые облегчают протекание приступа удушья.

О сложности полного избавления от недуга говорит и Луиза Хей. Она делает акцент на сокращении числа приступов. Для этого надо сначала сформировать навыки высвобождения эмоций.

Это означает необходимость плакать при желании и способность поделиться чувствами и переживаниями с другими людьми.

Затем нужно уравновесить желания брать от других и отдавать им что-либо материальное или духовное. Если вы будете только брать, накапливая это и не отдавая никому, то вскоре у вас возникнут сложности с дыханием.

Энергообмен должен быть двусторонним, когда соблюдается равенство отдачи и получения.

Чтобы излечиться от астмы, необходимо признать свои страхи, понять причины своей неуверенности и незащищенности. Решение этой задачи целесообразно искать с помощью опытных специалистов в области психоанализа.

В заключение

Астма является сложным заболеванием, в развитии которого немаловажную роль играет психосоматика. Причинами заболевания могут быть наследственность или проявления аллергии. Однако часто эксперты говорят о более сложных метафизических факторах.

К ним относят причины ментального, эмоционального, психосоматического, подсознательного типа. Поэтому медикаментозная терапия может оказаться неэффективной без комплексного подхода к лечению и привлечения психолога.

Научившись брать ответственность на себя, предоставив свободный выход эмоциям и полюбив себя, мы сможем предотвратить развитие астмы.

Источник: https://bronhialnaya-astma.com/diagnostika/psihosomaticheskaya-teoriya-luizy-hej-o-prichinah-razvitiya-bronhialnoj-astmy

Психосоматические причины бронхиальной астмы

Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика — это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни.

Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми.

Читайте также:  Пыль, которая поможет предотвратить возникновение астмы

Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Психосоматические причины болезни

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Эмоции, которые приводят к заболеванию

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать.

Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери.

Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность.

Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни.

По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослыхПсихосоматические заболевания

Психологическая характеристика астматика

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Астма на нервной почве

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать.

Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматика астмы у детей

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

  • Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.
  • Устранение психосоматических причин
  • Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.
  • В этом направлении хорошо помогают:
  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапия при бронхиальной астме

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

  • отрицание;
  • вытеснение;
  • регрессия.

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

В группах организуют:

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор.

Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений.

Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Статистика

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.

Источник: https://neAstmatik.ru/astma/psihosomatika.html

Психосоматика бронхиальной астмы у детей: психологические причины

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Психологические особенности детей, больных бронхиальной астмой

Бронхиальная астма — это хроническое заболевание, сопровождающееся приступами кашля с удушьем, которое часто встречается у детей и подростков, особенно мальчиков. Чаще всего впервые проявляется оно в пятилетием возрасте.

В подростковом возрасте примерно у половины больных детей отмечается значительное стойкое улучшение. Бронхиальная астма относится к психосоматическим заболеваниям, а ее причины связаны с недостатком любви к ребенку и неудовлетворенностью семейной жизнью родителей.

Кашель, сопровождающийся спазмом бронхов, возникает у ребенка как протест против сложившейся ситуации.

Приступы психосоматической бронхиальной астмы провоцируют конфликты и бурные выяснения отношений между родителями, алкоголизм отдельных членов семьи, непонимание ребенка в каких-либо ситуациях.

Во время приступа психосоматической астмы у ребенка появляется одышка с шумным продолжительным выдохом, учащается дыхание, отмечается кашель с выделением небольшого количества вязкой прозрачной мокроты. Ребенок путается, страдает от недостатка воздуха, а кожа у него синеет.

Можно заметить, что в дыхании участвует вспомогательная мускулатура — во время вдоха втягиваются мышцы шеи, живота, межреберные мышцы. Задыхающийся ребенок не может говорить, а возникший страх делает приступ бронхиальной астмы более тяжелым.

В некоторых случаях приступ астмы как психосоматического заболевания затягивается до нескольких дней и принимает вид астматического статуса.

Психологические особенности детей, больных бронхиальной астмой, заключаются в том, что многие из них не осознают своей болезни.

Они не замечают своего поведения и реакции в ответ на провоцирующие факторы, а обращают внимание только на сопутствующие астматическому приступу симптомы — ухудшение самочувствия, слабость, повышение температуры тела.

Они не замечают реакций тела, связанных с дыханием, а переживают негативные эмоции — плохое настроение, раздражение, свою неполноценность, страх. Наиболее ярко выражено недовольство собой у подростков.

Психологические причины возникновения астмы у ребенка

Психологическими причинами астмы у ребенка могут быть стрессы, аллергические реакции, инфекции дыхательных путей, вдыхание холодного и загрязненного, особенно табачным дымом, воздуха, пахучих веществ.

Бронхиальная астма в качестве психосоматоза развивается как определенная реакция организма на конфликтную ситуацию. Дети порой запоминают ее и вызывают намеренно, чтобы привлечь внимание окружающих или, например, сорвать урок.

Для этого им достаточно напрячь мышцы грудной клетки, и изменить дыхание.

Пихосоматика астмы у детей изучена достаточно хорошо: такие малыши подвержены тревоге, особенно по поводу отношений.

Они боятся отдалиться от того, к кому привязаны, но и стараются не сближаться, тяжело переносят разлуку. Как только привычная дистанция в отношениях нарушается, у них развивается приступ болезни.

Провоцируют его также ситуации, связанные с выяснениями отношений, проявлением чувств.

У значительной части детей развивается невротическая реакция на приступы бронхиальной астмы, которая утяжеляет общую картину болезни. Эмоциональная неустойчивость, боязнь нового приступа, склонность к истероидным реакциям, озабоченность своим здоровьем часто способствуют формированию недоверия к врачу.

Дети, у которых астма вызвана психологическими причинами, в общении проявляют эгоцентризм и мало способны к ролевому взаимодействию. У них наблюдаются демонстративное поведение, стремление оказаться в центре внимания, они хотят достичь успеха и добиться желаемого сразу, многого требуют.

Такие дети переоценивают свою личность и при этом отличаются инфантильным поведением, могут проявить агрессию. При этом они очень впечатлительны и эмоциональны.

Подростки, у которых бронхиальная астма вызвана психологическими причинами, имеют проблемы в отношениях с окружающими, так как они не умеют конструктивно разрешать конфликты.

Читайте также:  Кашель после орз не проходит: самые частые причины

Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

Спазм бронхов во время приступа болезни является проявлением внутреннего конфликта ребенка, который заключается в противоречиях «брать» и «давать».

У него имеется потребность в любви и нежности и в то же время страх перед ними. Эта негативная эмоция не выражается словами, а проявляется шумным свистящим дыханием во время приступа.

Таким образом, агрессия, заключенная в страхе, направляется против тела больного.

У астматиков развивается повышенная чувствительность к запахам, что может вызвать аллергию на разные вещества, в том числе имеющие для больного символическое значение.

Треть больных бронхиальной астмой росли в неполной семье, а четверть больных — в семье алкоголиков. Часто психосоматической причиной астмы у детей является развод родителей. Родители, чьи дети страдают бронхиальной астмой, имеют определенные черты. Для них характерны ревностность, претенциозность, подозрительность.

Они не в состоянии воспитать ребенка здоровым, счастливым, вырастить его полноценной личностью. Пока ребенок еще мал, мать обычно запрещает ему плакать и кричать. Малыш растет с обостренной чувствительностью, повышенной возбудимостью, обидчивым, впечатлительным, тревожным.

Он почти всего боится, настроение у него чаще всего эмоционально пониженное.

Поведение родителей во время приступа бронхиальной астмы, при котором они проявляют панику, растерянность, суетливость, кидаются на помощь ребенку и кричат, только усиливает проявление болезни.

Таким образом, они усиливают негативные поведенческие реакции ребенка, вместо того чтобы действительно его успокоить, облегчить приступ, способствовать расслаблению мышц грудной клетки.

Спокойствие любящих родителей и их уверенность в выздоровлении помогают улучшить состояние здоровья ребенка.

Статья прочитана 6 236 раз(a).

Источник: https://vkapuste.ru/?p=8007

Психосоматика астмы у взрослых и детей (как решается)

29.08.2018  ·   Психолог по психосоматике  ·   Комментарии: 1  ·  
Причины астмы по психосоматике у детей и взрослых

«Многие болезни родом из детства». Совсем недавно наши специалисты решали этот вопрос. И в этой статье я расскажу, в чем были причины и что мы делали. А после прочтения каждый из вас сможет ясно просмотреть свои взаимодействия психики и тела. Итак, поехали.

Астма официально признана медициной и считается исключительно психосоматическим заболеванием, несмотря на то, что в нем так же участвует инфекционная и аллергическая часть.

  • Вы должны учитывать, что эмоциональное состояние играет здесь не последнее значение.
  • Например, можно создать аллергическую реакцию, просто думая об аллергене, который запускает приступ (и мы воочию наблюдали такие вещи).
  • Иначе говоря, у астматика может начаться приступ только из-за того, что он думает об аллергене, тем самым провоцируя приступ.
  • И, если мы можем сделать так, то можем сделать и обратно.

В чем заключаются причины бронхиальной астмы по психосоматике?

Корни психологического значения болезни лежат, как правило, в ранних отношениях ребенка с матерью.

Например, мать по каким-то причинам вообще не хотела рожать, но родила. Или она долгое время до  болезни не замечала потребностей малыша и попросту их игнорировала.

  1. То есть, в обоих случаях, отвергала его.
  2. В процессе общения, при сближении с родным человечком, она каждый раз чувствует раздражение на него (за то, что он есть) и чувство вины перед ним (что не может должным образом быть матерью).
  3. Дети в этот момент прекрасно чувствуют материнское отношение к ним, ее негодование и отчуждение.

Тогда в ребенке рождается тревога и страх.

При этом как-то выразить свои чувства он не может, так как мать запрещает ему их выражать, запрещает кричать и плакать.

А дети плачут, когда им нужно удовлетворить какие-то свои потребности. Но малыш боится своими проявлениями чувств оттолкнуть мать еще больше.

Как проявляется психосоматика астмы у детей?

Невозможность установить теплый, любящий контакт с матерью вызывает развитие другого способа контактирования с ней. Это контакт через болезнь.

Он начинает контактировать с ней через свое тело.

И через болезнь ребенок получает одобрение, заботу и теплое отношение матери.

В итоге получает то, что давно хочет и сильно нуждается.

Все, цель достигнута, пусть даже и бессознательно. Скажите, какой ребенок после этого захочет выздоравливать?

Если он выздоровеет, то тогда снова лишится внимания, одобрения и заботы. Потому что мотивов выздоравливать нет.

Круг замкнулся. Мать мучается с больным дитем, хотя причина в ней.

А ведь все так просто — просто любить! Лишний раз обнять и обратить внимание, поцеловать и сказать теплые слова. И никакой болезни не будет!

Лечение астмы с помощью психологических причин

  • Отвержение ребенка – центральная причина возникновения нашего симптома.
  • Почему мать его отвергает – это уже другой вопрос.
  • Возможно, и, скорее всего, из-за своей психологической незрелости, или собственных неразрешенных внутренних конфликтов.

Малыш растет, и в дальнейшем симптом астмы становятся способом манипуляции близким окружением. Окружением, которое для него важно и значимо.

Вся манипуляция направлена на получение внимания, любви и удовлетворение своих потребностей.

Кровинка вырастает, но и во взрослом возрасте бессознательно ведет себя так же. Потому что это уже его навык – он научился так действовать.

Бронхиальная астма у ребенка — это психосоматика родителей?

Да. В одном случае любви недостаточно, в другом — родительская забота так велика, что просто душит.

Невозможно свободно и самостоятельно сделать вдох и выдох, их все время кто-то делает за тебя. В этих отношениях невозможно «дышать полной грудью».

У детей срабатывает жизненный инстинкт. Они бессознательно ищут выхода, и более тяжелые проявления болезни появляются для того, чтобы менялась «тактика спасения».

Теперь несколько слов об атмосфере в семье, которая тоже может стать источником ситуации.

Причина астмы больного ребенка так же может лежать и в невротической семье (мы, будучи родителями — тоже «родом из детства» и над своими «заморочками» никто не работает – у нас это не является в порядке вещей).

В этом случае болеющий может быть нужен уже нам для избегания разрешения какого-то конфликта в семье.

Пока он болеет, конфликт «тлеет» и не обостряется. Все вокруг крутятся и не высказывают своих недовольств, в семье больной, зачем еще больше «поднимать волну».

Таким образом, все члены семьи «уходят» от решения конфликта.

Больные этим заболеванием своим внутренним состоянием походят друг на друга

Вот некоторые черты:

  • они переживают больше негативных эмоций, чем здоровые люди, и и так же больше их выражают;
  • астматики мало устойчивы к стрессам;
  • инфантильны (сохраняют черты детского возраста);
  • постоянно недовольны собой, таким какой есть;
  • завышенные требования к себе и заниженная самооценка (ощущение собственно несостоятельности;
  • добиваются желаемого результата с помощью приступа;
  • предъявляют повышенные требования к окружающим, но не к себе;
  • перекладывают ответственность за себя на окружающих;
  • повышенная тревожность, блокируют собственные эмоции;
  • им сложно выразить словами свое эмоциональное состояние;
  • трудно принимать решения, так как в этом случае резко повышается тревога;
  • неадекватно реагируют на заболевание: депрессией, фобиями, ипохондрией;
  • и т.д.

Ключевые ситуации, трудные для астматиков, — это выразить агрессию (враждебность) или нежность.

Лучше всего поддаются терапии те, у кого симптомы выражены сильно. Таким примером может быть наша клиентка, с которой мы справились с ее хронической психосоматикой аллергии. Те же, у кого симптомы выражены слабо, не особо охотно сотрудничают в терапии с психологом, им не хватает заинтересованности в работе.

Как мы справились с хронической астмой за 2 сеанса?

На момент нашей встречи клиентка болела уже долгие годы. Принимала медицинские препараты для облегчения симптома.

Кроме отношений с мамой, мы разбирали вопрос, откуда взялся аллерген (запах чего-нибудь не чистого), вызывающий спазм.

При выяснении откуда образовался аллерген на запах нечистот, бессознательная память стала поднимать на поверхность образы детства: она маленькая, частный, деревянный дом, по избе бегает много ребятишек…

На кухне по хозяйству «крутится» бабушка и постоянно вытирает руки о свой фартук, поэтому он стал совершенно грязным.

Когда дети пробегали мимо нее, она их ловила и высмаркивала в этот же грязный фартук.

И, когда бабушка высмаркивала ее, она вспомнила свои сильные ощущения удушья от грязи, запаха фартука. И каждый раз в горле появлялся спазм.

  1. Так происходило каждый день, целый день, и этого оказалось достаточно, чтобы сформировать заболевание, которое проявилось уже в более позднем возрасте.
  2. Запахи нечистот в ее случае стали аллергеном.
  3. На этом примере хотим подчеркнуть еще раз, что много людей могут иметь одно и то же заболевание, но причины, сформировавшие его, будут совершенно индивидуальны!
  4. Не все болеющие астмой сморкались в этот «бабушкин фартук».

Каждая болезнь несет свою выгоду

Психосоматика астмы у взрослых и детей помогает привлекать к себе внимание, помогает управлять другими людьми.

Больной может организовать свою жизнь вокруг лечения, и ему не надо будет принимать жизненно важных решений.

Если запах сигарет дает спазм, то можно отучить курить своего мужа, при этом не придется настойчиво и чрезмерно его «пилить» по этому поводу.

Как вы думаете, а какова ваша выгода от вашей болезни?

Как справиться с психосоматикой быстрее?

Важны два момента: попасть в точную причину и правильно подобрать психологические техники.  Если разбить всю работу по этапам, то целесообразнее идти таким путем:

  1.  определить исходную ситуацию,
  2.  конкретизировать корневую эмоцию (гнев, вина, стыд, горе — у каждого свое),
  3.  подобрать подходящие психологические техники,
  4.  проконтролировать правильность их выполнения,
  5.  скорректировать эмоцию (выработать новые реакции на провокации).

Пример: можно долго читать про запор — что это ментальные блоки, нелюбовь к себе. Но в 95% случаев он появляется в состоянии выбора, в подвешенном состоянии. Если у вас при этом есть базовое недоверие и тревожность, запор перерастает в хронический и обостряется в период выбора.

  • Следовательно, ситуации с выбором никогда не закончатся, но отношение к ним можно изменить психотерапевтическими способами.
  • Что делает большинство?
  • Изучают теорию, но улучшения не добиваются.
  • Дело в том, что самостоятельная работа со своим бессознательным требует большой подготовки.
  • Нужен ли специалист?

С ним просто будет быстрее. Самостоятельно справиться можно, но получается у единиц и за длительное время.

В моей практике сроки варьировались от 1 консультации до года. Самые распространенные случаи — это:

  • головная боль,
  • ЖКТ,
  • гинекологические проблемы,
  • легкие,
  • детские болезни через родителей и другие.

Узнать о работе вместе со мной можно здесь.

Здоровья вам и психологического комфорта.

Источник: http://propsihosomatiku.ru/astma-psixosomatika-u-vzroslyx-i-ee-lechenie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector