Проблемы с речью и дыханием

Афазия означает неспособность пациента говорить. Это условие обычно относится к ситуации, когда пациент раньше говорил, разговаривал правильно, был в состоянии выразить свои мысли и понять, что ему говорили другие.

Обычно афазия возникает внезапно. Пациент не может выразиться сам (моторная афазия) или не понимает, что ему говорят другие (сенсорная афазия). Может также возникнуть смешанная (моторно-сенсорная ) афазия, то есть пациент не способен понимать речь и говорить. На практике этот тип афазии встречается чаще всего.

Симптомы и типы афазии

Центры коры головного мозга, отвечающие за речь, всегда располагаются в так называемом доминантном полушарии головного мозга, которое отвечает за движения доминирующей руки у человека (в 9/10 случаев правши). Поскольку нервные пути пересекают полушария головного мозгау правшей доминирует левое полушарие, у левшей (10%) – правое полушарие.

  • Моторная афазия. При моторной афазии пациент (обычно внезапно) чувствует, что не может ничего сказать. Чаще всего он понимает, какие мысли хочет выразить, но издает нечленораздельные звуки или отдельные слова, которые не образуют логическое целое. Иногда больной заменяет пропущенные слова другими, делает грамматические ошибки, не строит предложения или повторяет слова. Отсутствует беглая речь (частичная двигательная афазия).
  • Сенсорная афазия. При сенсорной афазии пациент не понимает произносимых вопросов, команд, предложений и слов. В легкой форме (частичная сенсорная афазия), даже если он сохраняет способность говорить, он не понимает, что ему говорят  другие.
  • Частичная афазия. Частичная афазия иногда называется дисфазией. Слова происходят из греческого языка: префикс «а-» означает отмену или отсутствие действия или объекта (например, афазия – это отсутствие речи). Приставка «дис-» предполагает частичное отсутствие активности или предмета, расстройство или повреждение (дисфазия – расстройство речи).

Проблемы с речью и дыханиемТипы афазии

Наиболее распространенные причины афазии: афазия – симптом инсульта, опухоли или травмы мозга

Афазия, как правило, является опасным симптомом, свидетельствующим о заболевании. Афазии не бывает у здоровых людей. Это следствие повреждения или ишемии коры головного мозга, ответственной за речь (моторная афазия) или понимания речи (сенсорная афазия). Поскольку они находятся в мозге рядом, часто возникает смешанная афазия. 

Наиболее распространенная причина афазии – инсульт. Состояние наступает в результате инсульта, ишемии и повреждения самой коры (включая речевые центры), а также путей, ведущих команды от коры к периферии (двигательные волокна) и поставляющих сенсорные стимулы с периферии (чувствительные волокна).

Проблемы с речью и дыханиемИнсульт

Редкими причинами афазии являются опухоли, травмы головного мозга, локальное воспаление, атеросклероз мозговых артерий – тогда афазия может развиваться постепенно.

Сложности диагностики: чем афазия отличается от дизартрии

Афазию следует отличать от дизартрии, которая включает в себя нарушение речевого аппарата, особенно осознанных языковых движений. В изолированной дизартрии пациент хорошо знает, что он хочет сказать, он также понимает, что говорят другие, но он не может говорить, потому что язык, небо и надгортанник не работают. 

Причины дизартрии – повреждение (сосудистые изменения, атеросклероз, дегенерация) ствола головного мозга, где расположены центры соответствующих черепных нервов, управляющих речевым аппаратом, и повреждение нервов или мышц, участвующих в речевом процессе. 

Одним словом – афазия – это расстройство центров принятия решений (кора головного мозга), а дизартрия – нарушения в исполнительном отделе (периферические нервы, мышцы).

Что делать при афазии?

В случае афазии, нужно обратить пристальное внимание на состояние больного. Симптом указывает на серьезное нарушение у пациента и потенциальную угрозу для жизни. Больной нуждается в срочной медицинской помощи.

Что будет делать доктор, если у пациента диагностирована афазия?

Сначала врач проверит, существует ли непосредственная угроза жизни, включая оценку состояния сознания пациента. Он проверит, является ли афазия единственным симптомом или сопровождается она другими симптомами, например, признаком гемиплегии. 

Пока неясно, насколько серьезным является состояние пациента, врач будет одновременно собирать семейный анамнез, проводить или назначать обследования, например, компьютерную томографию головы, и задавать вопросы пациенту (если это позволяет его состояние), пытаясь определить наличие и характер афазии. 

Проблемы с речью и дыханиемТомография головы

Например, врач спросит пациента о его имени, фамилии и возрасте – обычно доктор быстро поймет, насколько глубоки нарушения сознания, понимает ли пациент вопрос (сенсорная афазия), Знает ли он ответ и пытается ли он ответить на него, но не может сформулировать ответы (моторная афазия).

По результатам обследования проводится лечение основного заболевания, симптомом которого была афазия.

Расстройства речи у взрослых: причины, симптомы, лечение

Медицинская информация достоверна

Проверял Еремин Алексей Валентинович

В отдельную категорию психических нарушений выделяют расстройства речи. Они представляют собой не только проблемы с вербальной коммуникацией у пациента, но и патологии в речевой моторике и других смежных областях. Степень выраженности расстройства бывает разной – от неправильного произношения звуков до неспособности индивидуумом воспринимать чужие слова на слух.

Предпосылки возникновения болезни у детей и взрослых разные. В первой категории пациентов она обуславливается наследственностью, осложнениями при беременности и родах. Во второй – развивается на фоне злокачественных и доброкачественных новообразований в головном мозге, инфекций или инсульта.

В Клинике Доктора Исаева лечение расстройств речи ведется с использованием современных техник терапии и доказавших свою эффективность традиционных методов. Обратиться к нам с обеспокоенностью по поводу речевых патологий вы можете в любой момент.

Наши специалисты в совершенстве владеют психотерапевтическими технологиями, при необходимости совмещают лечебный процесс с применением лекарственных препаратов.

Итогом грамотно проведенной работы становится значительное улучшение состояния больного, а в ряде случаев ― полное устранение негативных симптомов.

Проблемы с речью и дыханием

Общая характеристика заболевания

Наивысшая функция – речь, она неразрывно связана со способностью чувствовать, запоминать и мыслить. Человек может правильно произносить звуки только при нормальной работе головного мозга. Также в этом процессе участвуют артикуляционный аппарат (губы, зубы, гортань, язык) и дыхательная система.

Формирование этой функции производится благодаря двум механизмам. На основе этого выделяют две речевые разновидности – импрессивная и экспрессивная. Каждая из них имеет свои особенности и клиническую картину нарушений.

Импрессивная речь определяет способность человека воспринимать услышанные слова, осознавать прочитанные фразы.

Головной мозг моментально анализирует все звуковые составляющие сказанного слова, благодаря чему происходит его понимание.

Расстройства речи по этому типу связаны с нарушениями зрительных и слуховых анализаторов, а также патологиями головного мозга. Такие пациенты могут прослушать отдельную фразу, но не понять ее смысл.

Обращенные к ним слова игнорируются, при воспроизведении подобных фраз происходит подмена звуков. Как результат – больного перестают понимать окружающие.

Он сам оказывается дезориентированным в окружающем его обществе.

Экспрессивная речь обуславливает возможность разговаривать, самостоятельно писать слова, формировать предложения. Расстройство речи этой формы проявляется скудным словарным запасом пациента.

Произношение звуков происходит с определенными нарушениями, он не может правильно строить предложения, составлять логические связки из слов и фраз.

Это патология связана с психологическими проблемами личности, нарушениями органов артикуляционного аппарата и головного мозга.

Основные признаки расстройства речи

Заметить, что у человека начались проблемы с речевой функцией или они есть с раннего детства, можно по следующим признакам:

  • дикция становится невнятной и смазанной;
  • словарный запас ограничен;
  • нарушения ритма и темпа речи, заикание;
  • изменение тембра голоса, у больного появляется гнусавость, вызванная патологией носовой перегородки;
  • заторможенность при построении и последующем воспроизведении предложений;
  • подмена звуков или искаженное произношение;
  • больной не понимает, что ему говорят;
  • охриплость голоса при отсутствии вирусных или инфекционных заболеваний;
  • стремительный темп и проглатывание отдельных звуков при произношении слов;
  • повышенное слюноотделение;
  • отсутствие способности донести свои мысли до окружающих;
  • мутизм – абсолютное молчание, независимо от наличия внешних раздражителей.

Такие пациенты требуют тщательного обследования и своевременного лечения. Если нет возможности приехать в стационар, можно вызвать психиатра на дом. Врач проведет осмотр, поставит предварительный диагноз, выдаст направление на дальнейшее обследование.

Расстройство речи мешает полноценному общению больного с окружающими. Это существенно усложняет социальный, профессиональный, личный аспект его жизни.

Проблемы с речью и дыханием

Причины речевых расстройств

У взрослых расстройства речи делятся на два вида – органические и функциональные. В основе классификации лежит категория причин, вызывающих патологию.

Органические нарушения возникают вследствие поражения артикуляционного аппарата, черепно-мозговой травмы, отдельных звеньев ЦНС, которые неразрывно связаны с разговорной функцией, патологии органов слуха.

Первые признаки болезни иногда проявляются после перенесенных заболеваний:

  • обширный инсульт;
  • тромбофлебит;
  • злокачественные образования в головном мозге;
  • острые инфекции вирусного характера;
  • травмы во время родовой деятельности;
  • болезнь Паркинсона, Альцгеймера у пожилых людей;
  • нейроинфекции – болезнь Лайма, менингит, энцефалит;
  • прием антибиотиков, влекущий за собой нарушение слуха;
  • ботулизм, поражающий нервную систему;
  • алкоголизм и наркомания;
  • спазм сосудов головного мозга;
  • эпилептические припадки;
  • детский церебральный паралич.

Функциональные расстройства речи возникают при воздействии на организм человека следующих факторов:

  • длительный прием препаратов для лечения психических нарушений (антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков);
  • наследственная предрасположенность;
  • сильный испуг;
  • склонность к истерии;
  • умственная отсталость;
  • хронический невроз;
  • депрессия в тяжелой форме;
  • недоразвитие речи, диагностированное в детском возрасте;
  • воздействие сильного стресса.

Обращение в психиатрическую клинику позволяет пациентам улучшить свое состояние, повысить уровень адаптации и социуме.

Разновидности речевых патологий

Разные виды дисфункции импрессивной и экспрессивной речи классифицируются в зависимости от клинической картины болезни. Среди наиболее распространенных нарушений выделяют:

  • Дислалия. Выражается в проблемах с произношением звуков, при этом у пациента остаются сохранными артикуляционный аппарат, слух, интеллект.
  • Тахилалия. Больной разговаривает очень быстро, при этом глотает звуки, делает неуместные запинки в предложениях. Это расстройство речи у взрослых часто выступает признаком олигофрении, эпилепсии и других психических расстройств.
  • Афония. Люди разговаривают шепотом, не способны громко произносить звуки в силу перенесенного стресса или патологии гортани.
  • Заикание. Ритм и темп речи нарушается, человек не может выговаривать отдельные слова без запинок. Среди причин выделяют сильный испуг, наследственную предрасположенность.
  • Дизартрия. Наблюдается искаженное произношение звуков, а также нарушения речевой моторики. Проблема возникает из-за неправильного функционирования артикуляционного аппарата или поражения головного мозга вследствие инсульта, ДЦП, рассеянного склероза.
  • Алалия. Речевая функция не развита, может возникать после черепно-мозговой травмы или вследствие врожденного аутизма.
  • Ринолалия. Пациент страдает от неправильного произношения звуков из-за аномального строения речевого аппарата (физическая травма неба, «заячья губа», «волчья пасть»).
Читайте также:  Медикаментозный ринит - симптомы и лечение амбулаторно и народными средствами

В психиатрическое отделение на госпитализацию отправляют не всех пациентов, некоторые патологии можно успешно лечить в домашних условиях. Важно следовать всем рекомендациям врача.

Лечение расстройства речи в Москве

Стратегия терапии подбирается в зависимости от клинической картины болезни. В Клинике доктора Исаева есть специалисты, которые проводят занятия с пациентами с целью улучшения их состояния. К примеру, у логопеда лечат заикание с помощью специальных упражнений, часть которых выполняется дома для закрепления эффекта.

Лечение расстройства речи в Москве при дизартрии дополняется физиотерапией, иглоукалыванием, медикаментозными препаратами.

Проблемы с речью и дыханием

Лечение речевой дисфункции отзывы

Точность диагностических мероприятий, адекватно подобранные медикаменты, хорошие условия содержания больных в стационаре – наши основные приоритеты. Мы рады каждому отзыву, оставленному на этой странице. Информация будет полезной для наших потенциальных пациентов.

Вопросы и ответы

Вдохнуть полной грудью: учимся дышать правильно со столичным психологом

Дыхание человека — процесс будничный и незаметный, о котором мы обычно не задумываемся. Но стоит на минуту лишиться кислорода — и все другие проблемы уходят на дальний план.

Часто во время тревоги люди испытывают ощущение затрудненного дыхания, невозможности вдохнуть полной грудью, внезапное или нарастающее чувство нехватки воздуха.

Как справиться с этим недугом, рассказал специалист Московской службы психологической помощи Константин Жердев.

Различают несколько видов одышки:

  • Истинная одышка связана с заболеваниями (как правило, хроническими) в органах и системах.
  • Функциональная одышка говорит о физическом напряжении, человек испытывает ее, например, при беге. Она проходит после окончания нагрузки либо по мере адаптации организма к такой работе. Эту способность адаптироваться иногда называют «вторым дыханием».
  • Психогенная одышка связана с переживанием острого или хронического психоэмоционального напряжения: тревога, депрессия, невроз, стресс и даже бурная радость. Эпизоды, связанные с радостным затруднением дыхания, нам хорошо известны: «от радости в зобу дыханье сперло».

«Нередко скрытая тревога проявляется через затрудненное дыхание, ночные и дневные эпизоды удушья, которые проходят самостоятельно. Правда, в моменты этих переживаний они серьезно пугают. Такие переживания наглядно проиллюстрировал Г.

 Фюсли в серии картин, которую он так и назвал: „Кошмар“. Как правило, одышка при тревоге проходит, когда внимание с нее переключается на что-то постороннее.

Теплое питье, разговоры, да и просто выход из тревожной ситуации оказывают положительное воздействие на дыхание», — отмечает психолог.

Продышать свою тревогу

Частое неглубокое дыхание, которым нередко сопровождается состояние тревоги, приводит к увеличению уровня кислорода в крови и снижению углекислоты.

Такое смещение равновесия сопровождается различными неприятными проявлениями: головокружением, чувством удушья, похолоданием конечностей, ощущением приближающейся потери сознания, нарастающим шумом в ушах.

Нередко подобные жалобы являются причиной обращения за помощью к медикам.

Безусловно, чтобы исключить разного рода заболевания, требуется обратиться за консультациями к медицинским специалистам и пройти обследование. Но нередко бывает так, что никаких заболеваний не выявляется. В таком случае стоит обратить внимание на свое психологическое состояние.

«Для преодоления этих моментов будет полезным снизить избыточный мышечный тонус, а также нормализовать дыхательные циклы.

То есть позволить телу самостоятельно управлять важными процессами, проще говоря — не мешать. Использовать возможности дыхания для создания комфортной психологической среды — это верный путь.

Думать о том, что тело без нас не справится и забудет дышать, — это неверно», — советует Константин.

  • Также будет полезна умеренная спортивная и физическая активность, снижение потребление кофеина, алкоголя, ограничение негативной информационной нагрузки.
  • Практикум от психолога
  • Во время острого тревожного состояния все сознание «кричит», что воздуха не хватает и хочется вдохнуть как можно глубже и чаще — добрать воздуха в грудь.

Попробуйте проделать следующее: расслабить мышцы плеч, шеи, живота, расслабить мышцы груди, мышцы лица, основание языка. Одновременно сделайте спокойный и продолжительный выдох. Помогите себе животом, втянув мышцы живота внутрь на выдохе. Освободите внутри себя место для короткого, но полного вдоха.

Расслабьте живот и сделайте спокойный вдох (1–2 секунды) и вновь длинный выдох (4–6 секунд). Иногда рекомендуют делать небольшую паузу между каждым циклом: вдох — пауза на 2–4 секунды, выдох — пауза и т. д. Если вам трудно держать паузу, то в начале можно ее не вводить в упражнение. Повторите такой цикл вдох — выдох 6 раз.

Тренируйтесь дышать так в спокойном состоянии. Не спешите.

Не надо стремиться выдохнуть до упора и не нужно совершать резкий вдох. Это приводит к раздражению воздушным потоком верхних дыхательных путей и вызывает ощущение дополнительного напряжения в горле, а также может провоцировать кашель и першение.

Все упражнение выполняется комфортном режиме. Задача, выполнять дыхание спокойно и без рывков. Дыхательные циклы можно сопроводить мысленно фразой: «Мое дыхание ровное и спокойное».

Первую часть фразы — «Мое дыхание» — произносим на вдохе, вторую часть — «ровное и спокойное» — произносим на выдохе.

Записаться на бесплатные занятия по саморегуляции и обучению техникам дыхания можно в Московской службе психологической помощи населению www.msph.ru.

Источник

Проблемы с речью и дыханием

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Дыхательная гимнастика в работе логопеда

Одна из причин возникновения речевых нарушений – неправильное дыхание.

Слабые или толчкообразные вдохи и выдохи, нерациональное распределение воздуха ведут к тому, что ребенок говорит то слишком громко, то слишком тихо, неразборчиво, «захлебывается» словами, не проговаривает их целиком. Для коррекции проблем с дыханием в логопедии используют специальные комплексы упражнений – дыхательную гимнастику.

Что это за метод?

Дыхательной гимнастикой называют систему упражнений, которая включает перемежающиеся с задержками дыхания вдохи и выдохи определенной скорости, интенсивности, длительности.

Ее цель – укрепить дыхательные органы, насытить клетки организма кислородом, не допустить заболеваний, возникающих из-за гипоксии.

Гимнастика также оказывает благотворное влияние на психику, успокаивает и расслабляет.

Для чего дыхательные упражнения используются в логопедии?

Логопеды применяют эту методику для формирования у детей правильного речевого дыхания, которое необходимо для нормального звукообразования. Без него невозможно поддерживать постоянную громкость речи, четко соблюдать паузы, разговаривать плавно и с интонационной выразительностью.

Дыхательную гимнастику используют, прежде всего, в дошкольной логопедии. Постановка речевого дыхания в раннем возрасте создает базу для правильного развития как звукопроизношения, так и речи в целом. Также в логопедии дыхательную гимнастику применяют для формирования диафрагмально-реберного дыхания, коррекции заикания и других нарушений.

Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять не дольше 5-7 минут. Поэтому на логопедических занятиях их удобно сочетать с другими методиками, например, артикуляционной гимнастикой, логоритмикой, логомассажем.

Нарушения речевого дыхания

С помощью комплекса дыхательных упражнений специалисты по логопедии чаще всего исправляют следующие нарушения:

  • Слабые вдох и выдох, которые ведут к тихой, едва различимой речи. Это нарушение обычно встречается у физически слабых, стеснительных, робких детей.
  • Неравномерное, неэкономное распределение выдыхаемого воздуха. Ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слове или даже слоге. Конец фразы или слова «проглатывается» или договаривается шепотом.
  • Неспособность грамотно распределять дыхание по словам. Ребенок вдыхает весь запас воздуха в середине слова, снова делает вдох и продолжает говорить.
  • «Захлебывание» словами. Ребенок произносит фразы на вдохе, торопится, не делает пауз.
  • Неравномерная громкость речи, которая возникает из-за толчкообразного выдоха.

Упражнения для формирования речевого дыхания

Все упражнения дыхательной гимнастики в логопедии строятся на вдохах-выдохах и задержках дыхания. Чтобы детям было интересно их выполнять, специалисты вносят в занятия игровые элементы. Вот примеры таких упражнений:

  • «Кораблики». В широкую емкость с водой кладут бумажные кораблики или просто кусочки бумаги. Ребенок должен медленно вдыхать и выдыхать – дуть на кораблики, подгоняя их к противоположному «берегу».
  • «Снег и ветер». Маленькие кусочки ваты скатывают в шарик и кладут на стол. Ребенок дует на них, изображая зимний ветер.
  • «Кто/что на картинке?». На небольшую картинку с изображением предмета или персонажа с одной стороны наклеивают нарезанную тонкими полосками гофрированную бумагу. Ребенок дует на бахрому, чтобы увидеть, кто или что спрятано за ней.
  • «Пузырьки». Это упражнение-игра, которую можно легко и без приготовлений устроить не только на логопедическом занятии, но и дома. Ребенку дают стакан с водой и трубочку. Он  глубоко вдыхает и через трубочку медленно выпускает воздух в воду, чтобы образовывались пузырьки.
  • «Дудочка». Подготавливаются колпачки от ручек, свистки, дудочки и детские духовые инструменты. Ребенок дует в них, извлекая звуки.
  • «Фокус». Для этого упражнения нужен кусочек ваты. Его кладут на нос ребенку и просят высунуть язык, свернуть его в трубочку, загнуть вверх и подуть на ватку, чтобы она упала. Так дыхательный и артикуляционный аппараты готовятся к произнесению звука [р].
  • «Свеча». Зажигают свечу и просят ребенка дуть на нее медленно и аккуратно, чтобы пламя не гасло, а только отклонялось в разные стороны.
  • «Деревья». Это упражнение похоже на упражнение «Кто/что на картинке?». На карточке рисуют ствол и ветки дерева, а крону делают из гофрированной бумаги. На нее нужно дуть, чтобы листья «опали».
  • «Греем руки». Ребенку предлагают дуть на ладошки, чтобы контролировать интенсивность, скорость, направление выдоха.Это же упражнение используют дляпостановки шипящих и свистящих звуков. При правильном произнесении звука [с] ребенок должен чувствовать ладошкой холодный «ветерок». А если произнести звук [ш] «ветерок» становится теплым, ладони согреваются.
Читайте также:  Как заварить подорожник от кашля взрослому, ребенку?

► Логопед может модифицировать эти и другие упражнения из методических копилок коллег или разрабатывать свои.

Как нужно выполнять дыхательные упражнения?

До начала и в процессе выполнения упражнений на речевое дыхание рекомендуется:

  • Вытереть в помещении для логопедических занятий пыль, тщательно проветрить его.
  • Составить оптимальную программу гимнастики и придерживаться ее. Нужно следить за количеством и темпом упражнений. На гимнастику должно отводиться не более 5-7 минут. В начале обучения выполняется одно упражнение, на следующем занятии добавляется еще одно и так далее. Каждое упражнение повторяют не больше 3-4 раз, иначе у ребенка может начаться головокружение.
  • Гимнастику проводят натощак или хотя бы через час после еды. Если ребенок заболел, плохо себя чувствует, занятия следует отложить.
  • Упражнения выполняют в свободной, не стесняющей движений одежде.
  • Логопед следит, чтобы в процессе гимнастики у ребенка не напрягались мышцы шеи, рук, груди. При вдохе не должны подниматься плечи, при выдохе – надуваться щеки.
  • Технику дыхательных упражнений лучше всего осваивать в положении лежа на спине. Ребенка учат бесшумно вдыхать через нос и рот, выдыхать через рот, не задерживать дыхание, сохранять небольшой запас воздуха в легких, дышать без толчков и судорожности. После отработки этих навыков можно переходить к выполнению гимнастики сидя, стоя. Затем подключаются упражнения в движении.
  • Гимнастику проводят до тех пор, пока техника правильного речевого дыхания не будет отработана до автоматизма.

  Вся информация взята из открытых источников. Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Психогенная одышка

Нарушение дыхания психогенного характера может происходить даже в состоянии физического покоя, при различных положениях тела и при отсутствии органических заболеваний легких, сердца, сосудов, в чем и заключается основное отличие психогенной одышки от дыхательной патологии при соматических заболеваниях органов. В остальном симптоматика дыхательных расстройств при психосоматике схожа с признаками таких нарушений при общих заболеваниях.

Одышка психогенной этиологии характерна для истерических состояний, панических расстройств, соматоформных дисфункций вегетативной нервной системы, психосоматических патологий, астено-депрессивного синдрома.

Сеть клиник НИАРМЕДИК предлагает полный цикл высокоточной диагностики и лечения психогенной одышки с применением современных психотерапевтических методик и минимальным использованием медикаментозной терапии.

Симптомы психогенной одышки

Как и при нарушении дыхания различной этиологии, для психогенной одышки характерны изменения частоты, ритма и глубины дыхания. Более 80% пациентов с психогенными расстройствами жалуются на:

  • снижение или увеличение количества вдохов-выдохов;
  • неудовлетворение вдохом;
  • чувство сжимания грудной клетки;
  • осознание процесса дыхания, контроль за ним;
  • ощущение недостатка воздуха;
  • чувство «застревания» воздуха в трахее, комок в горле;
  • невротический кашель (сухой, упорный);
  • невротическое зевание;
  • рефлекторную гипервентиляцию при неудовлетворенности вдохом;
  • болевые ощущения в межреберных мышцах;
  • вынужденные движения для расширения грудной клетки (расправление плеч, движения руками, туловищем, смена положения тела), которые не приводят к ожидаемому результату;
  • повышенная тревожность, угнетенное настроение, страх смерти от удушья.

Поскольку невротическое дыхание поверхностно, с укороченным вдохом и продолжительным выдохом, затруднения дыхания вызывают естественное желание сделать более глубокий вдох, что и приводит к гипервентиляции и обострению процесса с появлением ложной стенокардии и/или развитием кардионевроза, приступам невротической астмы. Пациенты при этом жалуются на головокружение, повышенное потоотделение, сухость во рту, слабость, похолодание рук и ног, судороги конечностей. Невротические псевдоастматические приступы могут сопровождаться изменением звуков дыхания – появлением присвистывания, стона.

Отличительной особенностью психогенной одышки может служить цикличность патологии, которая зависит от метеоусловий (повышенная влажность, пониженное атмосферное давление) и сезонного обострения имеющегося психогенного расстройства.

При отсутствии соматических заболеваний такие симптомы – повод обратиться за психотерапевтической помощью как можно скорее, поскольку дальнейшее развитие психогенной одышки может привести к появлению или обострению ипохондрии, истерических расстройств, общих сердечно-сосудистых, пульмонологических заболеваний.

Самолечение опасно тем, что психогенная одышка лечится только вместе с основным заболеванием, проявлением которого она является. Четкая дифференциация от других патологий возможна только на основании лабораторных и аппаратных обследований, объем которых может определить только высококлассный психотерапевт или психиатр.

Дифференцирование от общих заболеваний

Врачи психотерапевты высшей и первой категории, которые ведут прием в отделениях психотерапии сети клиник НИАРМЕДИК, уже при сборе анамнеза в течение подробной беседы с пациентом могут дифференцировать психогенную одышку от расстройств дыхательной функции, вызванных заболеваниями сердца, сосудов, легких и других органов.

Внешне у таких больных не наблюдаются проявления дисфункции дыхательных органов или работы сердца – отсутствует специфическая окраска кожных покровов (синюшность), пациент гиперактивен. При отвлечении внимания от проблем с дыхательным процессом в процессе беседы нарушения дыхания сглаживаются вплоть до полного исчезновения и появляются, если врач возвращается к обсуждению этих проблем.

Врач обращает внимание на ритм нарушений – при психогенной одышке он неравномерный, неустойчивый, интенсивность и глубина дыхания могут быть вариабельными при каждом вдохе и выдохе.

Важным моментом является выявление связи возникновения дыхательной дисфункции с положением тела. Диспноэ – ощущение нехватки воздуха, характерное для психогенной одышки, присуще и общим заболеванием.

Но при патологиях, вызванных психогениями, отсутствует связь между положением тела и тяжестью приступа, как это наблюдается при ортопноэ (одышка, возникающая в лежачем положении), трепопноэ (в положении на боку), платипноэ (в сидячем положении).

Ортопноэ чаще всего является признаком сердечнососудистой или пульмонологической патологии, трепопноэ – заболеваний сердца, платипноэ – обычно встречается при застойной сердечной недостаточности.

Для психогенной одышки свойственна периодичность, связанная не только с сезонностью и метеоусловиями, но и с временем суток: у каждого пациента это разные периоды – как утро, так и вечерние часы.

Ночные приступы становятся причиной расстройств сна, бессонницы, связанных с опасением удушья и смерти во сне.

В свою очередь, подобные страхи вызывают обострение психической патологии с нарушением ритма и глубины дыхания.

Если патология сопровождается невротическим кашлем, то он не поддается лечению с помощью медикаментозных средств.

При первичном физикальном осмотре врач может проверить частоту дыхания, прослушать легкие и оценить сердечные тоны с помощью фонендоскопа. При подозрениях на сердечные или легочные заболевания или если на момент осмотра известно о наличии таких патологий у пациента, психотерапевт направляет его на консультацию к кардиологу или пульмонологу.

Консультация аллерголога и специальные пробы помогут дифференцировать нарушения дыхания, вызванные аллергическими агентами.

Для уточнения первичного диагноза в клинике сети НИАРМЕДИК могут быть назначены следующие лабораторные и аппаратные методы диагностики:

  • общий анализ крови и исследование ее газового состава;
  • аллергологические пробы;
  • спирометрия;
  • рентгенография;
  • компьютерная томография;
  • МРТ;
  • УЗИ сердца;
  • ЭКГ;
  • Эхо-КГ.

В диагностической лаборатории НИАРМЕДИК имеется вся необходимая аппаратура от лучших мировых производителей медицинского оборудования. Врачи МРТ и УЗИ, лаборанты применяют самые современные методики диагностирования и дифференциации. Это позволяет устанавливать диагноз с высокой точностью, что способствует эффективной психомедикаментозной терапии.

Лечение психогенной одышки в НИАРМЕДИК

Врачи-психотерапевты при лечении дыхательной дисфункции используют комплексный подход с использованием психотерапевтических, медикаментозных и физиотерапевтических методик и мероприятий. По возможности наши специалисты стремятся исключить или ограничить лекарственную терапию.

Доскональное знание современных методик психотерапии позволяет им успешно лечить дыхательную дисфункцию, вызванную психическими патологическими состояниями, без использования медикаментов.

С этой целью применяются как классические, традиционные, так и инновационные методики и приемы:

  • классического психоанализа;
  • эриксоновского гипноза;
  • интегративного транзактного анализа;
  • когнитивно-поведенческой психотерапии;
  • рациональной психотерапии;
  • техники сократического диалога;
  • гештальт-терапии;
  • клиент-центрированной терапии К. Роджерса;
  • телесно ориентированной терапии;
  • медитативные дыхательные техники.

При осложненных формах основного психического расстройства назначаются современные медикаменты и режим приема, который точно рассчитан на индивидуальную фармакокинетику каждого пациента.

При назначении каждого препарата (антидепрессанта, транквилизатора)учитывается не только диагноз, но и возраст, комплекция, общее состояние пациента, наличие сопровождающих соматических заболеваний и другие данные.

Психотерапевт – это единственный специалист, который поможет вам при психогенной одышке. Ложное предубеждение против посещения врачей этой специализацииможет обернуться тяжелыми осложнениями, включая заболевания внутренних органов и систем. Врачи-психотерапевты сети клиник НИАРМЕДИК вернут вам не только душевное равновесие, но и предупредят развитие более тяжелых расстройств.

Речевое дыхание — Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

Если вы слышите о речевом дыхании впервые, это значит, что у вас все в порядке, вы относитесь к большинству людей, которым ни к чему вникать в тонкости физиологических процессов. Часто эти люди до конца жизни не задумываются о разнице между дыханием во время разговора и во время молчания, т. к. не жалуются на речевые недостатки или не комплексуют по поводу их наличия. Однако, когда встает вопрос об улучшении показателей речи, особенно непрерывной речи во время монологов и длительных публичных выступлений, игнорировать фактор дыхания не получается ни у кого. Что же в нем такого важного и какую роль играет речевое дыхание?

Один простой эксперимент расскажет о важности дыхания лучше любого текста. Задержите дыхание, делать при этом глубокий вдох не нужно, т. к. от вас не потребуется долго обходиться без воздуха.

Попытайтесь что-нибудь сказать в состоянии задержанного дыхания, при котором ни вдыхать, ни выдыхать вам нельзя. Теперь выпустите из легких столько воздуха, сколько сможете.

Сделайте все, чтобы воздуха в вашем теле не осталось вообще и попробуйте в таком состоянии воспроизвести любой гласный звук, например, звук А.

Все звуки человеческого голоса воспроизводятся на выдохе. Длительность непрерывного звучания зависит от максимальной длительности выдоха, на которую способны ваши легкие.

Читайте также:  Лечение аденоидов у детей без операции – современные и консервативные методы

Даже если что-то получилось, вы уже можете оценить, какими муками это дается, и вряд ли усомнитесь в том, что речь без дыхания не может существовать. С этим разобрались, но все еще непонятно, почему для речи требуется какое-то особое дыхание.

Когда человек молчит, естественный ритм его дыхания (вдох – выдох – пауза) ничем не нарушается, дыханию не требуется коррекция, оно осуществляется на полном автомате.

Как только человек открывает рот для воспроизведения любого звука, возникает необходимость корректировать длину выдоха для обеспечения непрерывности речи. Чтобы корректировать выдох, запас воздуха в легких должен быть больше, чем обычно, иначе все отрезки речи, от паузы до паузы, получатся одинаковой длины.

Для этого меняется интенсивность вдоха. Кроме того, дыхание подстраивается под речь и теряет ритм как таковой или подстраивается под ритм речи, если она организована ритмически (стихотворная речь, песня и т. д.).

Речевое дыхание – основа правильной речи

Резюмируя все сказанное выше, можно сделать вывод, что речевое дыхание – это дыхание, требующее коррекции или управления.

В противном случае управлять пришлось бы ритмичностью смены и длиной речевых отрезков, чего мы не делаем, даже когда читаем стихотворение, каждая строчка которого имеет повторяющийся размер.

У большинства людей нет проблем с подстройкой дыхания под речь, т. к. их повседневная речь не предполагает значимых нагрузок. К значимым нагрузкам мы отнесем:

  • пение;
  • проговаривание больших объемов текста;
  • любые выступления перед публикой с устной программой;
  • длительные диалоги.

Как только неподготовленный человек сталкивается с необходимостью говорить много, громко, выразительно, автоматическая подстройка дыхания под речь начинает давать сбои. Это все равно, что встать с дивана и попытаться пробежать кросс.

Чтобы развить достаточное для всех типов нагрузок речевое дыхание и довести его до автоматизма, нужно практиковаться, например, в школе развития речи или самостоятельно.

Принцип тот же, что и в развитии мускулатуры: если вы постоянно нагружаете одну и ту же группу мышц, организм начинает их наращивать.

Соответственно, для улучшения показателей речевого дыхания следует ежедневно нагружать речевые и дыхательные органы.

Механизм правильного дыхания

Физиологическое дыхание (во время молчания) осуществляется в следующем порядке:

  1. Короткий вдох.
  2. Быстрый выдох через расслабление дыхательных мышц.
  3. Пауза.

Главное отличие речевого дыхания заключается в пункте 2: при выдохе мы уже не можем просто расслабить мышцы и позволить воздуху выйти под тяжестью нижних ребер. Контролируемым должен быть именно процесс расслабления дыхательных мышц, потому что дозировать выдыхаемый воздух можно только таким образом. Какие мышцы считаются дыхательными:

  • диафрагма;
  • межреберные мышцы;
  • мышцы, поднимающие ребра;
  • зубчатые мышцы;
  • квадратная мышца поясницы;
  • подвздошно-реберная мышца.

Существует ряд мышц, косвенно участвующих в дыхательном процессе. Мы не будем их перечислять, т. к. суть их работы в поддержке функций основных дыхательных мышц, и при тренировках они также получат импульс к развитию.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Все приведенные упражнения используются для развития речи у театральных студентов, актеров театра и кино, ораторов, стендап-комиков и других представителей творческих профессий, связанных с речью.

Некоторые упражнения можно выполнять с партнером и в группах, некоторые – совмещать с проговариванием текста или скороговорок, приближая тем самым тренировочные условия к реальным.

Рекомендуется заниматься с педагогом или следить за правильностью выполнения с помощью зеркал, аудио-, видеозаписи и прочих подходящих средств.

Правила выполнения:

  1. Заниматься следует на свежем воздухе или в хорошо проветриваемой комнате.
  2. Нежелательно заниматься сразу после еды, лучше делать это голодным или спустя 1,5-2 часа после последнего приема пищи.
  3. Одежда должна быть просторной, не сковывающей работу мышц груди и живота.
  4. Время выполнения – 15-20 минут, не следует перегружать себя интенсивным дыханием, т. к. это ведет к гипервентиляции.
  5. Работать следует с радостью и мотивацией в дружелюбной обстановке, где вас ничто не отвлекает и не раздражает.

Упражнение на нижнее дыхание

Это базовое упражнение позволяет выработать привычку дышать брюшной полостью, а не грудью, как многие привыкли. Это даст вам возможность набирать больше воздуха и существенно увеличить длительность произносимой фразы. Выполняется оно в положении лежа на спине.

Ладонь правой руки кладется на верхнюю часть живота (между пупком и ребрами, низ ладони закрывает пупок), ладонь левой руки – на грудь. Начинайте спокойно дышать через нос и следите за руками.

Ваша задача – контролировать дыхание так, чтобы в движении находилась только правая рука (живот), а левая (грудь) лежала неподвижно.

В процессе упражнения на речевое дыхание можно менять интенсивность вдохов и выдохов, можно использовать звуки и фразы, но не забывайте, что главная цель – выработать привычку. Учиться расходовать воздух вы будете в других упражнениях.

Гекзаметр

Гекзаметр – это самый популярный стихотворный размер в античной поэзии. От современных размеров гекзаметр заметно отличается длиной стиха (стихотворной строки), благодаря чему его удобно использовать в упражнениях на непрерывную речь. В качестве примера возьмем первые стихи из «Илиады» Гомера:

  • Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
    Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
    Многие души могучие славных героев низринул
    В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
    Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), —
    С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
  • Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Вспоминайте, как вы дышали во время предыдущего упражнения. Делайте такой же вдох животом, стараясь не набирать воздух в грудь, и проговаривайте первую строчку на одном выдохе.

Когда строка кончилась, добирайте воздух через нос максимально бесшумно, как будто нюхаете цветок, проговаривайте вторую строку и т. д.

Когда станет легко, усложняйте задачу – проговаривайте две строки за раз или растягивайте слова, увеличивая время произнесения фразы.

Помимо речевого дыхания, это упражнение позволяет отрабатывать артикуляцию, интонацию и силу голоса. Рекомендуем чеканить слова, менять диапазон звучания в течение фразы и проговаривать ее громко, как если бы вы стояли на сцене. Упражнение можно выполнять в парах и группах, отрабатывая диалоги.

Таблица гласных

Таблица выглядит так: «и, э, о, у, а, ы». Запомните этот порядок звуков, во всех упражнениях с гласными его следует соблюдать.

Во время выполнения упражнения следите за дыханием, набор воздуха должен быть таким же, как в упражнениях 1 и 2. Задача – тянуть гласные звуки, плавно меняя их в соответствии с таблицей.

Старайтесь рассчитывать временные промежутки, выделяемые на каждый звук, таким образом, чтобы воздуха хватило на всю таблицу без добора.

Игры на развитие речевого дыхания

Начинать работу с речевым дыханием лучше всего в детском возрасте, это позволит организму закрепить правильную модель дыхания сразу, чтобы не переучиваться потом.

Если вы хотите дать ребенку максимум навыков уже в дошкольном возрасте, стоит воспользоваться услугами логопеда, даже если явных нарушений речи у малыша нет. Однако для профилактики и общего развития подойдут домашние занятия в игровой форме.

Почему в игровой? А вы попробуйте заставить ребенка качественно выполнять скучные и непонятные упражнения – скорее всего, он будет зевать и халтурить. Игра же способна сразу захватить и долго удерживать детское внимание.

Мыльные пузыри

Мало кто знает, что простая детская забава – выдувание мыльных пузырей – является одним из самых эффективных упражнений на дыхание.

Здесь даже нет четкой последовательности действий, достаточно просто играть в свое удовольствие.

Но не забывайте, что для маленького ребенка само выдувание является сложным действием, поэтому игрушку следует подобрать или сделать такую, которая будет для него наиболее удобной.

Не оставляйте ребенка с такой игрушкой без присмотра, он может выпить жидкость.

Свистульки

Дуть в свистульки полезно для речи и очень весело. Советуем накупить их побольше, разного цвета, формы и разных звуков, чтобы было чем подогревать интерес малыша. Свистеть желательно на улице, т. к.

соседи вашей заботы о ребенке, скорее всего, не оценят. Следует дозировать подобные игры на развитие речевого дыхания для детей в средней группе.

Слишком интенсивные дыхательные упражнения могут быть вредны и иметь неприятное действие – гипервентиляция, головокружение и т. д.

«Жук жужжит»

Смысл этого упражнения в длительном произнесении разных звуков на одном выдохе. Предложите ребенку поиграть в животных и предметы: вы называете предмет или животное, а он показывает характерное звучание. Например, жук – жжжжж, змея – шшшшш, самолет – ууууу и т. д. Придумывайте новые варианты и новые звуки, главное, чтобы малыш произносил их максимально долго, пока хватает дыхания.

Дошкольникам трудно даются некоторые сложные звуки, например, Р. Не нагружайте малыша в таких случаях, подождите, пока он не научится уверенно пользоваться нужным звуком.

«Птички»

Принцип тот же, что и в предыдущем упражнении, только вместо цельных звуков дети произносят слоги:

  • ко-ко-ко;
  • кря-кря-кря;
  • чик-чирик;
  • ку-ка-ре-ку.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector